«Думать о будущем надо было раньше» | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

«Думать о будущем надо
было раньше»

Компаниям, которым удалось выжить, предстоит ментальная перезагрузка

Автор: Юлия Фуколова

«Думать о будущем надо было раньше»
Фото: Василий Якушев

читайте также

Как перестать покупать ненужные решения для маркетинга

Брайан Купер,  Карл Мела

Как выглядит коллективный гений Pixar

Грэг Брандо,  Кент Лайнбэк,  Линда Хилл,  Эмили Трулав

Грубость нанимателей вошла в моду

Анна Кример

Зачем нужен музей полковника Сандерса

Руван Рис

От редакции. 21 мая ушел из жизни постоянный автор «Harvard Business Review Россия», доктор физико-математических наук, профессор НИУ ВШЭ Геннадий Николаевич Константинов. Чтобы почтить память Геннадия Николаевича, публикуем интервью, которое он дал нашему изданию в 2020 году и которое не теряет актуальности в нынешнее сложное время.

HBR Россия: Пандемия COVID-19 встряхнула многих руководителей. Готовы ли они менять свое мышление?

Константинов: Трудно сказать, изменится их мышление или нет. Но те, кто будет анализировать ситуацию после пандемии, должны четко увидеть, кто выиграл, кто проиграл. В выигрыше оказались те, кто предоставляет цифровые услуги, в том числе ИТ-компании. Неплохо чувствуют себя структуры, успевшие построить виртуальные коммуникации, адаптировать бизнес-модель к работе в цифровой среде. Например, рестораны, которые начали заниматься доставкой. Бизнес, не сумевший перестроиться, оказался самым уязвимым. Основной массе руководителей придется признать, что цифровая трансформация — не мода и не временное поветрие, это серь­езная работа, которую нужно было проделать лет 10 назад.

А можно ли было предположить в то время, как будут важны технологии?

Можно, но просто видеть недостаточно — надо действовать. Многие читали статьи, слушали лекции профессоров, изучали информацию, но продолжали жить в старой модели. Руководителям, принимающим решения, стоит оценивать настоящее с точки зрения будущего — американский консультант Чарльз Смит называет этот подход «принципом Мерлина». Как известно, волшебник Мерлин был наставником короля Артура. Он понимал, что линия жизни окружающих его людей разворачивается из прошлого в настоящее, в то время как сам Мерлин жил наоборот — из будущего в настоящее. Аналогично есть два способа формулировать стратегию. Первый — исходить из прошлого опыта, второй — нарисовать сначала мир будущего, в котором мы будем действовать через 10 лет, а потом, имея в голове этот контекст, оценивать через него настоящее.

Как после кризисного опыта учиться всерьез думать о будущем?

Чтобы работать с будущим, нужно развивать стратегическое мышление. По сути, это управление потоком стратегических задач и их решений, и такой процесс должен быть построен, формализован и иметь свою логику. Один из важных аспектов стратегического мышления — интеграция временной перспективы, то есть умение соединить видение будущего (допустим, на горизонте 10 лет) с действиями, которые вы совершаете сегодня. Конечно, если вы кубарем летите под откос, не стоит размышлять о том, что вы или ваша компания будете делать через 10 лет, надо зацепиться и выжить. Думать о будущем надо было чуть раньше. Но, даже реагируя на текущую ситуацию, вы можете поступать по-разному. И выбор реакции определяется тем, каким вы видите будущее.

Каковы основные составляющие стратегического мышления?

Существует много разных концепций. Например, профессор Джин Лидтка в конце 1990-х годов определила стратегическое мышление как синтез специфических навыков, своего рода джентльменский набор — работа с неопределенностью и рисками, системный подход к принятию решений, сфокусированное намерение, умение мыслить в динамике, генерирование и проверка гипотез. Также очень важна интеллектуальная пластичность — это понятие часто противопоставляют стратегической упертости. В литературе по личност­ному росту активно продвигают мысль, что надо сформулировать большую цель и упорно к ней идти, невзирая ни на что. Но возникает вопрос: а в каком контексте была сформулирована эта цель? Обычно мы задаем ее в текущей ситуации, а результат получаем в будущем, и тогда он может иметь уже другой смысл. Отсюда вытекает простая вещь — цель нужно формулировать в контексте будущего, а значит, упертость в ее достижении не всегда оправдана. Если мы меняем представления о будущем, то и цель может измениться.

Что надо делать, чтобы создать видение будущего? Насколько это сложная процедура?

Думаю, сложно только в первый раз. Будущее — это не образ компании или самого себя в обозримой перспективе, как часто пишут в учебниках по стратегии. И не перечень трендов, которые, например, публикует компания Gartner. Думать о будущем — значит строить некую модель, создавать мыслительную конструкцию. Фактически это образ той среды, в которой я буду находиться на определенном временном горизонте.

Давайте зададимся философским вопросом. Существует ли будущее, реально оно или нет? Очевидно, пока будущее не наступило, оно живет лишь в нашей голове. И если рассуждать в рамках когнитивной психологии, то это образ в сознании, который существует здесь и сейчас. Второй важный вопрос: образ чего? Здесь ответ дает уже не психология, а философия. Михаил Эпштейн в книге «Философия возможного» формулирует так: «Будущее — это не то, что будет. Будущее — это то, что может быть, а может и не быть». Иными словами, о будущем мы должны говорить как о чем-то возможном. Если соединить позиции философии и психологии, то будущее — это образ в сознании, а также образ тех возможностей, которые я вижу в данный момент. Часто эти возможности нельзя обосновать логически, потому что не все гипотезы доказуемы. Единственное, что можно сделать, — мысленно сказать себе: «Да, мир будет таким. И я буду к этому готов».

Как, размышляя о будущем, не удариться в фантазии и не оторваться от реальности?

Когда компании на стратегических сессиях обсуждают свое видение будущего, какая-нибудь группа часто фантазирует без тормозов. Вместо горизонта 10 лет они начинают оперировать масштабами в 50—100 лет и более. А фантазия, в отличие от стратегических решений, не предполагает конкретных действий — это мыслительный процесс, который заканчивается мыслительным процессом. Поэтому людям нужно поставить следующую задачу: «Хорошо, вы нарисовали картину будущего, а теперь соедините ее с действиями, которые вам нужно предпринять сегодня». Нередко будущее исчезает, люди говорят: «Да ладно, за 10 лет ничего не изменится, поэтому и действовать будем как обычно». Это две крайние позиции, к которым часто тяготеют компании. Прагматичный подход состоит в том, что мы должны нарисовать такую картину будущего, которая позволит понять и спланировать наши текущие действия, нацеленные на перспективу.

А на что нужно опираться, составляя картину будущего, — собирать научные данные, анализировать тренды, изучать труды футурологов?

В современном мире предприниматели и менеджеры сами должны быть футурологами. Это одна из ключевых способностей, которой должен обладать руководитель.

Но визионеров среди руководителей — считанные единицы.

Я бы переформулировал — только единицы думают о будущем, а остальные в принципе не хотят этим заниматься. Многие просто боятся. Очень часто, когда человек пытается нарисовать картину будущего, у него появляется страх. То есть результатом размышления о будущем может стать живая эмоция в настоящем. Если такая эмоция появляется, то человек будет принимать решения — как правило, оборонительные — под ее воздействием. Оборонительная стратегия не ведет к прорывам: вы вкладываете имеющиеся ресурсы в защитные меры, и на развитие уже ничего не остается. Нужно контролировать собственное мышление, это особый навык. Глупо же бояться ситуаций, которые я сам только что придумал. Важно учиться размышлять о будущем, в том числе о рисках, в позитивном эмоциональном состоянии.

Что делать дальше, когда образ будущего мы обозначили?

Видение будущего приводит к пониманию стратегических вызовов. По сути, это силовое поле, которое идет из будущего и заставляет человека или компанию двигаться в определенном направлении. Я могу увидеть возможности — одну, вторую, их может быть много. Стратегический вызов обладает особым свойством — если я его вижу, то уже не могу уклониться от выбора. Это можно сравнить с вызовом на дуэль. Например, если руководитель воспринимает искусственный интеллект как стратегический вызов, у него сразу возникает дилемма — внедрять новые технологии или оставаться в старой бизнес-конструкции. Выбор нужно делать осознанно. Допустим, руководитель решил, что будет развивать ИИ, но у компании нет ни знаний, ни персонала, значит, ее ждут колоссальные риски. Ничего не делать — тоже выбор. В таком случае нужно понимать, что жизненное пространство компании будет сужаться, и рано или поздно другие игроки, внедрившие эти технологии, ее переиграют.

Компаниям наверняка очень многого не хватает, чтобы реализовать открывающиеся возможности.

Поместив себя в картину желаемого будущего, мы обнаружим стратегический разрыв — несоответствие между ресурсами, которые есть в данный момент, и теми, что потребуются в будущем. Например, сейчас у компании высокие издержки, низкая рентабельность, она медленно внедряет инновации. Если стратегические разрывы определены, нужно сформулировать стратегические задачи, которые направлены на устранение этих разрывов — например, получить новые знания, ресурсы, связи. Если речь идет об искусственном интеллекте, то для начала важно разобраться, что это такое, какие из технологий могут принести пользу уже сегодня. Важно спроектировать бизнес-модель, которая соответствует видению будущего на среднем стратегическом горизонте. Финальным результатом должна стать трансформация операционных процессов. Потому что если руководитель проделал огромную работу, построил видение будущего, но подходы к выполнению операций не поменялись, то в компании все останется по-прежнему.

А чем стратегические задачи принципиально отличаются от тактических?

Когда мы решаем тактические или операционные задачи, то результат нашей деятельности предсказуем. А результат стратегических задач предсказать невозможно. Точно так же стратегическое мышление отличается от планирования. Планируя, мы задаем конкретную цель, определяем, как к ней прийти, и четко следуем задуманному плану. Стратегическое мышление подразумевает, что мы выстраиваем видение будущего, формулируем задачи, а затем уже планируем конкретные действия. Условно говоря, к цели мы идем, а будущее нас ведет.

Что значит «ведет»?

Знаете, как в сказках — в лесу вспыхивает волшебный огонек, и вы идете по направлению к нему. Потом огонек вспыхивает немного дальше, и вы продолжаете движение. Таким образом, он вас ведет — на каждом этапе вы видите сигнал, понимаете, куда идти, но не знаете, куда придете. Точно так же будущее нас ведет вперед, и здесь нет никакой мистики. Вы построили видение будущего, приняли стратегические задачи, начали их реализовывать. Через год ситуация изменилась, вы накопили новый опыт, появилась информация, которой раньше не было. В результате видение будущего тоже может измениться. Соответственно, можно повторить процедуру и создать новую картину будущего, а затем поставить новые стратегические задачи.

Важный момент. Руководители часто говорят: «Мы разрабатываем стратегию». Разрабатывать нужно не стратегию, а стратегический процесс, и он должен быть регулярным. Тогда будет возникать поток стратегических задач, которые требуют решения.

Получается, стратегию необязательно формулировать в виде документа?

Такой документ может появиться на любом этапе, если, например, он нужен инвесторам. Но стратегия как изложение долгосрочной программы действий вторична по отношению к стратегическому процессу.

Что надо делать, чтобы развивать стратегическое мышление?

Как правило, у руководителя есть целая линейка стратегий. Первый уровень — личная стратегия, куда движется он сам, какие личные задачи решает. Есть стратегия семьи и сообщества (хотя формально у многих ее нет, люди просто живут), стратегия компании. Цель стратегического мышления — интегрировать все эти уровни, тогда возникает своеобразная стратегическая гармония. Если ее нет, возможен раскол, конфликт интересов, это создает неустойчивость.

Самый эффективный путь — начинать с личной стратегии, взглянуть на собственную жизнь как на предпринимательский проект. В какой-то момент возникнет запрос на конкретные навыки, которые необходимы для развития. Позже, формируя эти навыки в личном стратегическом процессе, можно применять их для стратегического развития бизнеса.

На лекциях вы используете понятие «стратегическая мудрость», хотя оно не из бизнес-языка. Что это такое?

Есть такой логический ряд — информация, данные, знание, мудрость. У людей обычно смутные представления о мудрости, в основном почерпнутые из художественной литературы. Я наполняю этот термин вполне конкретным содержанием — это умение вписать видение будущего в существующую реальность. Мудр тот, кто понимает, каким образом можно соединить прошлый опыт и инновации. Такой человек должен обладать определенным опытом, причем разнообразным, обычно он накапливается к солидному возрасту.

А если менеджер 20 лет успешно работал в одной компании, то его опыт недостаточно разнообразен?

Есть исследования, что у руководителей, которые на протяжении 10—15 лет движутся на волне успеха, стратегический опыт формируется медленнее, чем у тех, кто проходил через разные жизненные ситуации. Конечно, работая в одной компании, можно переживать взлеты и провалы, не раз перестраивать бизнес — это расширяет контекст руководителя. Вообще разносторонний опыт во многом влияет на достижения человека. Я недавно читал исследование, чем нобелевские лауреаты отличаются от рядовых ученых. Авторы выяснили удивительную вещь. Среди нобелевских лауреатов очень высока доля людей, которые увлекаются искусством — владеют музыкальными инструментами, пишут картины, занимаются поделками. По сравнению с обычными учеными разница статистически значима. Поэтому стоит погружаться не только в профессиональную сферу, но и уделять время другим вещам.

Какое место в стратегических решениях занимает творчество?

Вопрос, на что должен опираться руководитель, на интуицию или на данные, звучит с тех пор, как по­явился стратегический менеджмент. Но определенного ответа нет. Понятно, что существуют методы стратегического анализа, инструментарий все время пополняется, его нужно использовать. Однако работа над видением будущего — процесс творческий. Образ будущего строят не только для того, чтобы сформулировать стратегические вызовы, но и чтобы определить смысл деятельности на определенном отрезке времени. А работа в пространстве смыслов всегда связана с творчеством.

В любом творчестве, как и в предпринимательской деятельности, есть еще фактор случайности. Например, Марк Цукерберг создал Facebook, потому что его обидела девушка.

Если рассуждать в логике планирования, то Цукерберг построил план и реализовал его, то есть девушке отомстил. А дальше что? Можно отомстить второй девушке, треть­ей. Предпринимательский талант Цукерберга состоял в том, что, решив одну задачу, он увидел новые возможности. Но чтобы ими воспользоваться, их нужно увидеть. А чтобы увидеть, надо оценивать их в контексте будущего, а не прошлого.

Многие принимают важное решение, а потом в нем сомневаются. Как к этому относиться?

Такая ситуация возникает часто — человек принимает решение, а потом мучается сомнениями, правильно ли он сделал, проигрывает в уме другие варианты. Если есть сомнения, результат уже не будет полноценным — вряд ли человек приложит достаточно усилий для его достижения. Поэтому, приняв решение, вы больше не должны сомневаться. К тому же интеллектуально пластичный человек может через какое-то время от решения отказаться, если поймет, что оно уже неактуально.

А что делать вечно сомневающемуся руководителю?

Нужно учиться работать с собственными сомнениями и верить самому себе.

Беседовала Юлия Фуколова, старший редактор «Harvard Business Review Россия»

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

* деятельность на территории РФ запрещена