«COVID-19 — это лишь пролог, начальная подготовка к более крупным испытаниям» | Harvard Business Review Russia
20-21: Уроки стойкости

«COVID-19 — это лишь пролог, начальная подготовка к более крупным испытаниям»

Кип Тинделл , Пол Полман , Радж Сисодиа
«COVID-19 — это лишь пролог, начальная подготовка к более крупным испытаниям»
Фото: Bára Buri/Unsplash

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

COVID-19 продолжает свое наступление и показывает нам, что многое, во что мы верили, было неправильным. То, что казалось невозможным еще несколько месяцев назад, внезапно стало реальностью. Оказывается, тысячи предприятий, университетов и других организаций могут переключиться на полностью виртуальную работу за несколько дней, а не лет. Мы видели, что общества, разделенные политикой и неравенством, могут быстро объединиться в демонстрации массовой солидарности. А облако загрязнения над Китаем может волшебным образом исчезнуть.

Когда общепринятые истины рухнули одна за другой, открылась дверь для нового смелого мышления. Еще в конце прошлого года мы бы настаивали на том, что на разработку лекарства от ранее неизвестной болезни уйдут годы. Но уже в первые 90 дней после секвенирования коронавируса в январе было начато 200 клинических испытаний 79 потенциальных методов лечения и 49 возможных вакцин. Наше представление о том, что такое человечество и на что оно способно, изменилось в мгновение ока.

Это означает, что сейчас самое время для оспаривания догм — особенно в отношении того, как мы понимаем роль бизнеса в обществе.

50 лет назад Милтон Фридман писал, что «социальная ответственность бизнеса — наращивать прибыль». Так родилась доктрина приоритета интересов акционеров, которая, несмотря на растущее движение к более сознательному капитализму, продолжает господствовать.

Внезапно даже эта аксиома кажется менее очевидной, чем это было всего несколько месяцев назад. Число компаний, проявляющих в этом кризисе человеколюбие, растет на наших глазах. Они прилагают все усилия, чтобы помимо своих инвесторов поддержать и другие заинтересованные стороны: сотрудников, клиентов, поставщиков и широкую общественность. Предприятиям, столкнувшимся с реальной угрозой для своего существования, например, организациям в сфере путешествий или розничной торговли, такой путь может не подойти. На другом конце спектра, конечно, найдутся оппортунисты, стремящиеся извлечь выгоду из этой трагедии. Но в центре находятся бесчисленные компании — и их намного больше, чем мы могли спрогнозировать, — проявляющие себя с лучшей стороны.

Мы видели, как дома моды переключают свои фабричные линии на производство масок для лица, как производственные компании самых разных направлений переоснащают свои мощности, чтобы восполнить нехватку ИВЛ (лидер отрасли, компания Medtronic, чтобы помочь удовлетворить спрос, даже поделилась своими патентами и разработками с конкурентами). Авиакомпания Singapore Airlines направила обученный оказанию первой помощи персонал в больницы, где не хватало рабочей силы. Знаменитый отель Taj Mahal Palace Hotel в Мумбае предоставил номера для проживания врачам и медсестрам, чтобы они лишний раз не рисковали и не тратили время на поездки на работу. В Uber предложили работникам здравоохранения, пожилым людям и другим пострадавшим от вспышки коронавируса 10 млн бесплатных поездок и доставок еды. Сеть Walmart выплатила денежные премии работникам с почасовой ставкой. Гигант Unilever предоставил кредиты на сумму €500 млн партнерам и заказчикам в стоимостной цепи. Директора по управлению персоналом из Accenture, Lincoln Financial Group, ServiceNow и Verizon за 14 рабочих дней спроектировали и создали платформу People + Work Connect, чтобы объединить тех, кто вынужден увольнять или отправлять людей в неоплачиваемый отпуск, с теми, кто срочно ищет сотрудников. Участвуют сотни компаний. Извечные конкуренты Google и Apple объединились для разработки технологии, которая будет предупреждать пользователей смартфонов о возможном контакте с зараженными людьми.

Эта пандемия становится мрачным, но жизненно важным напоминанием о том, что мы, люди, здесь, на этой планете, для того чтобы заботиться друг о друге, и бизнес — это механизм, который позволит это делать в нужных масштабах. Несмотря на все опасности необузданного капитализма, сам капитализм остается самым мощным инструментом, который мы когда-либо изобрели, чтобы направить человеческую изобретательность на удовлетворение потребностей и достижение новых высот. Когда частный сектор переориентируется, чтобы служить большему благу, его охват и возможности станут колоссальными.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Притча о чаевых
Зиминым Дмитрием «ВымпелКом» ОАО президентом почетным,  основателем рассказанная