Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх | Harvard Business Review Russia
20-21: Уроки стойкости

Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх

Мелоди Уилдинг
Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх
Фото: XiXinXing/Getty Images

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.

«Не представляю, как я снова буду работать в офисе. Я только полностью привыкла к работе из дома», — говорит с тревогой на лице моя клиентка Алана, вице-президент по маркетингу. Она глубоко вздыхает и продолжает: «Но больше всего меня волнует, как помочь справиться с эмоциями моей команде. Все переживают и тревожатся, и это начинает сказываться на моральном духе, и на мне тоже».

Многие лидеры, которых я консультирую, разделяют волнения Аланы. По мере того, как компании сообщают о планах возвращения в офис, страхи сотрудников возрастают до предела. Это вполне понятно, так как всех беспокоят вопросы здоровья и безопасности (Будут ли все носить маски? Что нужно знать о распространении микробов и вирусов в общественных местах?). Кроме того, добавляется стресс от недостатка межличностного взаимодействия («Я забыл, как разговаривать о пустяках», — говорит один из моих клиентов, а другой жалуется: «Я ни в одни брюки не влезаю»).

Тревога в связи с возвращением на работу влияет не только на отдельных сотрудников, испытывающих ее. Стресс заразен: этот психологический эффект известен как эмоциональное заражение. Исследование показывает, что можно «подхватить» эмоции других людей. Иначе говоря, люди естественным путем (и бессознательно) имитируют поведение, позу и выражение лица тех, с кем проводят много времени. Это относится и к командам, работающим в офисе. Вероятно, вам доводилось наблюдать эмоциональное заражение. Например, когда чье-либо плохое настроение снижает уровень энергии на совещании, или когда в разгар пандемии вы, глядя на подругу, в панике скупающую все подряд, начали делать то же самое.

Всем руководителям следует внимательно отнестись к эмоциональному заражению в связи с возвращением сотрудников в офисы, так как эмоции непосредственных подчиненных будут только подогревать тревогу и закреплять порочный круг страха. Кроме того, эмоциональное заражение может нанести вред вашему личному благополучию. Настроение окружающих может влиять на ваше собственное. Это особенно относится к тем, кого я называю «чувствительными борцами». Таких людей примерно 20%. Относящиеся к их числу лидеры имеют более активные нейронные связи в областях мозга, отвечающих за эмпатию (так называемые «зеркальные нейроны»), в результате чего они больше подвержены влиянию чувств и поведения других людей.

Как защититься и не «подхватить» тревогу других людей в связи с возвращением в офис? Вот несколько советов, которые помогут не впитывать чужие эмоции, но с сочувствием относиться к потребностям и тревогам членов вашей команды. 

Измеряйте свою эмоциональную температуру

Лидер может стать основным источником эмоционального заражения. Считайте себя проводником настроения: благодаря вашему влиянию и авторитету на ваше поведение обращают внимание в первую очередь. Если в разговорах вы выражаете тревогу и страхи, ваша команда подхватит их, и плохое настроение «заразит» других. Вот почему важно в течение дня периодически проверять свое состояние и осознавать, какие эмоции вы приносите. Это касается как личного, так и виртуального общения, где вам необходимо помнить о тоне и чувствах, которые вы транслируете. Я рекомендую моим клиентам использовать простой трекер настроения. Вы также можете проявить творческий подход. Установите на телефоне фон с простым вопросом вроде «Как я себя сейчас чувствую?» или уведомление в календаре, которое напомнит о том, что необходимо сознательно оценить свое эмоциональное состояние.

Визуализируйте границу

Когда непосредственный подчиненный выражает тревогу в связи с возвращением на работу, вы можете принять ее близко к сердцу, восприняв в качестве оценки своей компетентности как менеджера. Его стресс может вызвать тревогу у вас, и вы подумаете: «Может быть, мне стоит больше волноваться? Возможно, он думает, что я не могу поддержать его?» Если вы относитесь к числу «чувствительных борцов», это взаимодействие может настолько затронуть вас, что вы будете чувствовать неприятный осадок еще несколько часов или дней. Хороший способ отгородиться от чужих эмоций — применить визуализацию. Представьте, что между вами и другим человеком находится стеклянная панель, через которую его реакции не могут просочиться и повлиять на вас. Другой хороший пример визуализации — «застегнуть молнию». Поместите руку в нижнюю часть живота и проведите воображаемую линию вверх до подбородка, как будто вы застегиваете куртку. 

Сочувствуйте, но не перенимайте

Не погружайтесь в пугающие мысли вместе с командой. Разграничьте тревоги своих подчиненных и не позволяйте им жаловаться друг другу и распространять беспокойство. Лучше посочувствуйте им. Рассматривайте эти моменты как возможность проявить сострадание и признать чувства других людей. Поощряйте решение проблем с помощью вопросов. Приведу несколько примеров:

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Догмы в картинках
Литвинов Дмитрий