В поисках идей: сентябрьский выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
сентябрьский выпуск

Свежие исследования в области менеджмента и маркетинга

В поисках идей: сентябрьский выпуск

читайте также

Сергей Пономарев: «Многое из того, что я снимаю, мне и самому страшно видеть»

Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями

Виктор Сурков,  Сергей Заборов

Как все успеть, если вы одинокий работающий родитель

Марика Линдхольм

Как спастись от выгорания

Дина Муштанова

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ПСИХОЛОГИЯ | Не уверены в себе? Пообщайтесь с надменным коллегой

Степень уверенности в себе часто является результатом принадлежности к определенной группе людей. Сравните кротость и самоуничижение, присущие охотникам и собирателям африканского племени Кунг — например, с «культурой высокомерия», которая привела корпорацию Enron к банкротству (а многих ее директоров — к тюремному сроку). Группе исследователей стало интересно, почему чрезмерная уверенность в себе проявляется в определенных социальных группах. Они провели шесть экспериментов и выяснили одну из причин — это заразно.

В первом эксперименте 104 студента выполняли задания на компьютере, а затем оценивали свой результат. Затем их случайным образом распределили по парам. Каждая команда совместно выполнила дополнительное задание, а после они могли изменить оценку своей индивидуальной работы. Исследователи обнаружили, что те, кто работал в паре с самоуверенными людьми (которые оценивали свои действия, не опираясь на действительные результаты), тоже становились увереннее. Последующие эксперименты показали, что эффект сохранялся долгое время и при выполнении других заданий. Самоуверенность также оказывалась заразной, когда люди не взаимодействовали напрямую, и даже когда участники знали, что самоуверенность партнера была необоснованной. Было одно исключение: когда самоуверенным партнером становился человек из «чужой» группы (студентам из Иллинойского университета говорили, что их партнер из штата Огайо — главного футбольного соперника Иллинойса), самоуверенность не передавалась.

«В дальнейшем нужно изучить, как можно на практике применить знание о том, что при взаимодействии людей передается завышенная или заниженная самооценка, — говорят исследователи. — Компании должны учитывать потенциально значимое и обширное социальное влияние изначально небольшой группы самоуверенных людей при разработке стратегий и принципов организации, формировании эффективных команд, а также при отборе и развитии будущих лидеров».

Об исследовании: «The Social Transmission of Overconfidence», Joey T. Cheng et al. («Journal of Experimental Psychology: General», готовится к выходу)

ТАЛАНТ | Голосуем за универсалов

Кого лучше искать компаниям для своих исследований и разработок: более универсальных или узконаправленных специалистов? Это вечный вопрос. Недавнее исследование показало, что разносторонние исследователи находят и применяют новую информацию в не своей области лучше, чем их узкоспециализированные коллеги.

Авторы изучили технологии работы игрового контроллера Microsoft Kinect. Он вышел в 2010 году и стал первым контроллером, способным отслеживать движение тела — для создания такой технологии нужны специалисты из областей искусственного интеллекта, кинематографа, медицины и других сфер. Чтобы найти ученых, которые лучше всего изучили данную технологию, авторы проанализировали научные публикации по электротехнике и электронике за 14 лет. Они использовали ключевые слова, чтобы выявить тех ученых, которые ранее не имели опыта в технологиях, связанных с получением сенсорной информации о параметрах движения, а также, чтобы определить, насколько разносторонние исследования они проводили до работы над Kinect. Затем, используя поиск по слову Kinect, авторы определили, кто занялся изучением новой технологии в первые четыре года после выпуска этого продукта.

Ученые, оказавшиеся в верхней четверти рейтинга, оценивающего их универсальность, находили применение новым технологиям в 3,1 раза чаще, чем ученые того же ранга из нижних позиций рейтинга. Более того, их научные труды были более высокого качества: они в 3,8 раза чаще попадали в 10% самых цитируемых другими учеными работ. Исследователи пришли к такому выводу: «Хотя по установленным нормам и в фирмах, и в научных организациях часто отдают предпочтение узкой специализации ученых, по результатам нашего исследования, более универсальные специалисты играют важную роль в изучении новых областей».

Об исследовании: «Jack of All Trades and Master of Knowledge: The Role of Diversification in New Distant Knowledge Integration», Frank Nagle, Florenta Teodoridis («Strategic Management Journal», 2019)

ТЕХНОЛОГИИ | К чему еще может привести наша дружба со смартфонами

Пользователи создают все больше и больше контента с помощью смартфонов, а не компьютеров. Это навело команду исследователей на вопрос: возможно, меняется не только способ создания контента, но и его содержание? Новое исследование подтвердило эту гипотезу.

В первом из серии исследований команда изучила 293 039 твитов, опубликованных со смартфонов и с ПК. С помощью автоматического анализа лингвистических маркеров они обнаружили, что в твитах, написанных на смартфоне, было больше личных местоимений, упоминаний семьи и слов, выражающих негативные эмоции (которые предыдущее исследование связало с большей степенью раскрепощения), а также меньше признаков аналитического письма (это также показатель высокого раскрепощения). Твиты оценили и люди: они сочли, что сообщения со смартфонов несут больше личной информации. Последующие исследования показали, что в других контекстах — например, когда люди описывали печальный опыт, отвечали на неловкие вопросы и раскрывали личную информацию, необходимую для онлайн-рекламы, — пользователи смартфонов снова были более откровенны. По той же причине отзывы на рестораны, оставленные со смартфонов, были более убедительными для других.

Есть две причины большей открытости: людям комфортно пользоваться личными устройствами, а относительная сложность набора текста на этих гаджетах заставляет концент­рироваться на процессе выражения своих мыслей. «Контент, созданный на смартфонах, помогает развить более точное и диагностическое понимание пользовательских предпочтений», — сообщают исследователи. По их словам, если компании хотят получить более личную информацию, следует обращаться к пользователям посредством смартфонов. А маркетологи могут понять, какие отзывы сильнее повлияют на других пользователей, просто узнав, с какого девайса они написаны. Со своей стороны, пользователи, которые не хотят раскрывать личную информацию, могут отложить свои смартфоны и пересесть за ноутбуки.

Об исследовании: «Full Disclosure: How Smartphones Enhance Consumer Self-Disclosure», Shiri Melumad, Robert Meyer («Journal of Marketing», 2020)