Хотите усилить вашу харизму? Посмотрите на часы | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите усилить вашу харизму? Посмотрите
на часы

Как суточные биоритмы влияют на настрой лидера и его аудитории

Авторы: Кристиано Гуарана , Кристофер Барнс

Хотите усилить вашу харизму? Посмотрите на часы
Фото: Ana Azevedo / Unsplash

читайте также

Исследования: «Счастливые номера» сделают ваш бренд еще привлекательнее

13 стратегий для избавления от цифровой зависимости

Ариан Олье-Малатерр,  Габриэль Морандин,  Марчелло Руссо

Исключительный кандидат: как адаптировать ваше резюме под должность, о которой вы мечтаете

Джейн Хейфец

Мои электронные университеты: учиться только у лучших

Евгения Чернозатонская

В массмедиа харизма подается как некая особенность характера, которая человеку или свойственна, или нет. Те, кто обладает ею, часто являются вдохновляющими лидерами, всегда готовыми и способными мотивировать других. Однако такой подход упускает из виду важный физиологический факт — суточные биоритмы.

Суточный биоритм — это 24-часовой биологический цикл, влияющий на множество физиологических процессов, особенно на время сна и бодрствования. Суточным биоритмом обусловлена когнитивная функция, настроение и поведение. Мы общаемся более ясно и демонстрируем более позитивные эмоции, находясь на пиковых уровнях активности в периоды бодрствования, и менее эффективны в типичные периоды сна, даже если не спим в это время. Однако не у всех суточные биоритмы похожи: у разных людей они отличаются. Некоторые склонны рано просыпаться и рано ложиться спать. Таких людей часто называют «жаворонками». Другие поздно просыпаются и поздно ложатся спать, их называют «совами». Эти различия определяют хронотип.

Харизматичные люди демонстрируют положительные эмоции: надежду, оптимизм и энтузиазм. Лидеры, старающиеся быть харизматичными, должны контролировать демонстрацию эмоций, чтобы их энтузиазм передавался сотрудникам. Команда исследователей из Индианского и Вашингтонского университетов, куда входят и авторы этой статьи, предположила, что, когда лидеры находятся в нижних фазах своих суточных биоритмов (которые характеризуются низким уровнем активности и энергии и плохим настроением), то кажутся менее харизматичными. Мы также предположили, что, когда лидеры находятся в высших фазах своих суточных биоритмов, они кажутся более харизматичными. Таким образом, мы выдвинули гипотезу, что жаворонки более харизматичны рано утром, а не поздно вечером, а совы — поздно вечером, а не рано утром.

Мы проверили свою идею в условиях лабораторного эксперимента и описали его в своей статье для журнала Leadership Quarterly. Мы попросили группу студентов заполнить анкету, чтобы определить типичный для них цикл сна и бодрствования, то есть их хронотип (определяющий «жаворонки» они или «совы»). Затем мы отобрали 131 участника, «жаворонков» и «сов», для участия в ролевой игре, где они были лидерами коллектива студентов, выступающими на церемонии вручения дипломов. Мы случайным образом распределили их, чтобы они выступили с речью или рано утром (в 7 утра), или поздно вечером (в полночь). Затем мы попросили трех наблюдателей оценить, насколько вдохновляющими были выступления. В соответствии с нашими предположениями, хронотип и время выступления оказались важным прогностическим фактором харизмы. Выступления «жаворонков» были более вдохновляющими в 7 утра, чем в полночь, а «совы» произносили более вдохновляющие речи в полночь, а не утром.

Мы решили развить эту идею и изучить роль последователей. Восприятие последователями харизмы их лидеров отчасти обусловлено действиями лидера, но также тем, как они сами чувствуют себя в конкретный момент. Мы предположили, что ощущения последователей будут частично зависеть от их собственных суточных биоритмов. Когда последователи находятся в точках низкой энергии своих суточных биоритмов, у них портится настроение, и они будут приписывать это отсутствию харизмы у своих лидеров. Вдохновляющие речи лидеров менее эффективны, когда последователи устали и не хотят их слушать. Таким образом, мы предполагали, что последователи-»жаворонки» будут считать своих лидеров более харизматичными рано утром, а не поздно вечером, а последователи-«совы» — поздно вечером, а не рано утром.

Чтобы проверить эту идею, мы снова попросили группу студентов заполнить анкету, предназначенную для оценки их хронотипа, и затем пригласили «жаворонков» и «сов» в нашу лабораторию посмотреть несколько выступлений лидеров, записанных в предыдущую фазу исследования. Мы попросили участников этого исследования оценить степень харизмы выступающих на этих записях лидеров. И снова мы случайным образом распределили «жаворонков» и «сов» между сеансами в 7 утра и в 12 ночи. Как мы и ожидали, «жаворонкам» лидеры на видео казались на утренних встречах более харизматичными, чем на вечерних, а «совы» считали лидеров более харизматичными поздно вечером. Это означает, что «жаворонков» легче вдохновить утром, а «сов» вечером.

В этом начальном исследовании участвовала ограниченная выборка студентов, поэтому его можно считать лишь предварительным испытанием, и в реальных рабочих условиях на описанный нами эффект будут влиять свои сложности и непредвиденные обстоятельства. Однако эти исследования обеспечивают предварительную эмпирическую поддержку нашей теории, что суточные биоритмы влияют на харизму как со стороны лидеров, так и со стороны их последователей. Это означает, что, если вы хотите вдохновить своих последователей, следует учитывать время дня с двух сторон. Во-первых, подумайте, в какое время суток вы способны максимально проявить свою харизму. Если вы жаворонок, то лучше планировать вдохновляющие выступления на утро (или, по крайней мере, не в конце дня). Если вы сова, то лучше выбрать послеобеденное время (или, по крайней мере, не ранее утро). Во-вторых, учитывайте, в какое время дня ваши последователи смогут лучше перенять ваш настрой. Часть из них могут быть не восприимчивы утром, часть — вечером. Возможно, вам будет полезно заполнить анкету на определение хронотипа и предложить вашей команде сделать то же самое. Это поможет вам выбирать время для определенных действий в течение дня.

В самом простом случае ваш хронотип совпадет с хронотипом ваших последователей. Если все вы «жаворонки», то старайтесь вдохновлять свою команду утром, если все «совы», то во второй половине дня. Но чаще всего соответствие не будет полным. В этом случае нужно искать компромиссные решения. Лучше избегать очень раннего или позднего времени и выбирать приблизительно середину дня. Хорошее время — 11 часов утра: не слишком рано для «сов» и не слишком поздно для «жаворонков», не попадает на обед и период снижения активности, наблюдающийся в районе 15:30. Точное время дня, конечно, будет зависеть от вашей конкретной ситуации. Также может быть полезным менять стиль работы и лидерства в течение дня в зависимости от того, как вы себя чувствуете.

Итак, вы можете усилить свою харизму и эффективнее вдохновлять и настраивать команду, если будете более осознанно выбирать время дня для общения. Не игнорируйте свой суточный биоритм и пользуйтесь им для повышения эффективности.