Как корпорациям нужно работать со стартапами | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как корпорациям нужно работать
со стартапами

Результаты опроса 120 директоров по инновациям

Авторы: Джулия Пратс , Хосемария Сьота

Как корпорациям нужно работать со стартапами
Фото: Michael Blann/Getty Images

читайте также

IBM и Apple: от соперничества к партнерству за 30 лет?

Бен Гомес-Кассерес

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Осторожно, выгорание

Джоан Бретт,  Маргарет Лучано

К чему приведет работа вне офиса

Бен Уэбер,  Итан Бернстайн,  Уонбин Зон,  Хейли Бланден,  Эндрю Бродски

читайте также

Один из способов, которым корпорации могут стимулировать развитие инноваций, — работа со стартапами. По данным компании GCV Analytics, отслеживающей корпоративные венчурные сделки, с 2013 года количество корпоративных инвестиций в стартапы увеличился в три раза с 980 сделок в 2013 году до 2795 в 2018 году, а их денежный объем увеличился с $19 до $180 млрд.

Однако показатели успешности этих инициатив остаются низкими. Исследования, проведенные нами совместно с директорами по инновациям в США, Азии и Европе, демонстрируют, что приблизительно трем четвертям корпоративных инициатив не удается достичь желаемых результатов. Неудачные проекты не помогают компаниям защититься от голодных, но гибких конкурентов.

Чтобы выяснить, какие проблемы возникают при реализации этих инициатив, мы побеседовали более чем со 120 директорами по инновациям из 22 секторов экономики. Они поделились проблемами, которые сорвали (или поставили под угрозу срыва) их проекты, и описали методы, которые применяли для их преодоления. Мы обнаружили три стратегии, оказавшиеся эффективными в 80% случаев крупных проблем.

Повысьте ценность венчурных инвестиций для остальной части бизнеса

Эммануэль Лагарриг, директор по инновациям компании Schneider Electric, рассказал нам, насколько важно не только заручиться поддержкой CEO, но и вызвать энтузиазм руководителей подразделений бизнеса, отвечающих за доходы компании.

Часто директора основных направлений компании не хотят сотрудничать с корпоративным венчурным подразделением. Они могут предпочитать традиционные метрики производительности и не ценить стратегическую ценность работы со стартапом. В результате такой внутренней политики усилия венчурного подразделения могут сводиться на нет.

Когда такая проблема возникла в компании, входящей в пятерку ведущих в области здравоохранения, ее директор по инновациям сделала две вещи. Во-первых, она повысила ценность подразделения корпоративных венчурных инвестиций для остальной части компании, передав ему функцию выявления рыночных тенденций. Она потребовала, чтобы подразделение занималось не только разработкой новых продуктов, но и выявляло внешние угрозы, анализировало решения, разработанные конкурирующими компаниями, и определяло возможности роста для основных направлений деятельности компании. Во-вторых, она равномерно распределила затраты на тестирование концепций между материнской компанией, подразделением корпоративных венчурных инвестиций и подразделением бизнеса, которому они выгодны.

С помощью этих решений директор по инновациям привлекла на свою сторону директоров подразделений бизнеса. Они поняли, что могут посвящать больше времени разработке своих продуктов и услуг, зная, что венчурное подразделение обеспечит их последними данными о рынке. Кроме того, распределение затрат на корпоративные венчурные инвестиции поощряло другие подразделения способствовать их успеху.

Взгляните за рамки традиционных стартапов

Когда так много компаний охотится за стартапами, найти подходящие проекты для сотрудничества может быть нелегко. Производитель спортивной одежды Adidas решил эту проблему, расширив круг поиска за счет стартапов, открывающихся на базе университетов и исследовательских институтов.

Этот путь начался с вопроса, который задал международный креативный директор компании Пол Гаудио. Он спросил: «Мы можем напечатать кроссовки для бега на 3D-принтере?» Поиски ответа привели Adidas к Джозефу Десимоне, профессору химии из Университета Северной Каролины в Чейпел-Хилл, основателю стартапа в области производства с помощью 3D-печати под названием Carbon. Carbon расположен в Кремниевой долине и работает на пересечении нескольких отраслей: разработки оборудования, программного обеспечения и молекулярной науки.

Вместе Adidas и Carbon создали решение в области 3D-печати с применением смолы, твердеющей на свету. Технология позволяет быстро производить подошвы для кроссовок и индивидуализировать их для конкретного клиента. Новая продуктовая линейка называется Futurecraft 4D. По словам Гаудио, она «изменит методы разработки продуктов и впечатления клиентов от них».

Adidas не единственная компания из опрошенных, которая использует этот метод поиска выгоды от венчурных проектов. Несколько других участников опроса также постоянно отслеживают деятельность стартапов при университетах и исследовательских институтах в поисках возможностей для инвестиций.

Избавьтесь от конфликтов интересов между подразделением корпоративных венчурных инвестиций и стартапом

После выявления потенциального стартапа обычно возникает два конфликта интересов. Во-первых, CEO хочет купить дешево, а владелец стартапа — продать дорого, и директор венчурного подразделения оказывается между двух огней, ведя переговоры от лица своего работодателя, но зная, что более крупное приобретение лучше скажется на его карьере и размере компенсации. Во-вторых, хотя хорошим директорам по корпоративным венчурным инвестициям и нужно платить большие зарплаты, особенно учитывая конкуренцию между частными венчурными фондами, они не могут получать больше CEO, не нарушая структуру оплаты в компании.

Столкнувшись с подобными дилеммами, директор по инновациям крупного японского конгломерата сделал две вещи. Во-первых, он повысил базовую зарплату директора венчурного подразделения в обмен на обязательство отработать в компании шесть лет и обеспечив ей таким образом безопасность и организационную преемственность по отношению к приобретаемым стартапам. Во-вторых, он освободил директора венчурного подразделения от обязанности вести переговоры по сделкам и интеграции приобретаемых компаний и передал эту функцию подразделению слияний и поглощений. Теперь директор венчурного подразделения получала вознаграждение только за выявление, привлечение стартапов и сотрудничество с ними, у нее больше не было личной заинтересованности в стоимости каждой транзакции. Меры, предпринятые директором по инновациям, избавили компанию от противоречий в интересах и помогли привлекать стартапы и работать с ними.

Конфликты интересов между корпорацией и стартапом часто возникают из-за различий в оценке результатов деятельности. Лучше заранее спрогнозировать их и уладить прежде, чем они начнут отрицательно сказываться на рабочих отношениях. Корпоративное венчурное инвестирование позволяет сформировавшимся компаниям получить доступ к формам инноваций, которые сложно или невозможно произвести им самим. Компании, отправляющиеся сегодня в этот путь, не лишенный своих сложностей, могут воспользоваться уроками, полученными теми, кто прошел его до них.