Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса | Harvard Business Review Russia
Стартапы

Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса

Ева де Мол , Мелисса Кардон , Светлана Храпова
Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса
wildpixel/Getty Images

Увлеченность и энтузиазм — неотъемлемый ресурс предпринимательства. Согласно исследованиям, это один из главных факторов, от которых зависят креативность, упорство и результаты работы компании. Иными словами, чем больше у предпринимателя энтузиазма, тем с большей вероятностью он добьется успеха.

Распространяется ли это и на команды? Ведь большинство стартапов — это не индивидуальные, а командные проекты, и, согласно исследованиям, качество командной работы сильно сказывается на результате. Но как на него влияет энтузиазм? Всегда ли он способствует командной работе? Чем больше энтузиазма, тем лучше — или нет? Что будет, если у одного члена команды энтузиазма очень много, а у другого его нет совсем? А если двое основателей увлечены разными вещами?

Чтобы понять, как энтузиазм влияет на команды, мы опросили участников 107 технологических стартапов, работающих в одном акселераторе, и выяснили: если не все члены команды увлечены работой одинаково или если их увлекает не одно и то же, противоречия в эмоциях и самоопределении плохо сказываются на результатах компании, причем этот вред усиливается на поздних стадиях развития стартапа.

Три типа предпринимательского энтузиазма

Профессор и исследователь Мелисса Кардон, специалист в изучении увлеченности, разделила предпринимателей на три типа.

Одни предприниматели любят изобретать. Они ищут новые возможности или создают продукты и услуги. Это классические ученые или предприниматели-творцы.

Другие предприниматели любят создавать компании. Они основывают стартапы и стремятся превратить их в большой бизнес. Их привлекает именно создание компаний. В какой-то момент такие предприниматели обычно покидают проект и начинают строить новый стартап.

А третьи любят развивать организации. Они выстраивают бизнес: им нравится привлекать новых клиентов, подбирать кадры и выстраивать корпоративную культуру.

Чтобы понять, что происходит с командами и компаниями, основатели которых относятся к разным типам, мы обратились в один нидерландский акселератор. В исследовании принял участие 251 предприниматель из стартап-команд. В этой выборке 71% составляли мужчины, средний возраст — 34 года, средний уровень образования — магистерский, и для 43% это был не первый стартап.

Когда компания вступала в акселератор, мы предлагали всем ее сотрудникам пройти онлайн-опрос на тему энтузиазма и мотивации. Для оценки применялись стандартные шкалы. Участники должны были определить, насколько они согласны с такими утверждениями, как «Мне интересно придумывать новые идеи продуктов или услуг», «Мне нравится создавать новые компании» и «Мне нравится искать подходящие кадры для моей компании». Кроме того, мы собрали контрольные переменные и опросили участников о прошлом предпринимательском опыте и о текущей компании.

По окончании 10-месячной программы акселератора сторонние венчурные инвесторы оценили качество бизнес-идеи каждого стартапа. Мы также подсчитали, сколько инвестиций они привлекли через пять лет.

Как энтузиазм влияет на команды

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Хотите научиться думать?
Мариэтта Чудакова