«Без конкуренции мы бы лениво ползли»

«Без конкуренции мы бы лениво ползли»

|25 мая 2019|Евгения Чернозатонская

Основанная в 2000 году Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем компания «Яндекс» много лет уверенно занимает первое место в Рунете по размеру выручки. В декабре 2017 года генеральным директором «Яндекса» в России стала Елена Бунина, до этого возглавлявшая HR-департамент компании. Глава российского «Яндекса» — доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей алгебры мехмата МГУ и директор Школы анализа данных «Яндекса», открытой в 2007 году. В интервью «HBR Россия» Елена Бунина рассказала о том, как «Яндекс» использует искусственный интеллект в своих сервисах, развивает новые проекты и обучает специалистов — не только для себя, но и для всей отрасли разработок в сфере ИИ.

В каких областях искусственного интеллекта «Яндекс» достиг наибольших успехов?

В «Яндексе» очень хорошо развиты технологии компьютерного зрения, в особенности системы распознавания изображений. У нас сильный машинный перевод, распознавание и синтез речи. И, конечно, поиск — это наш основной бизнес. Его алгоритмы давно уже базируются на технологиях, которые сегодня называют искусственным интеллектом.

Наши алгоритмы распознавания и синтеза речи легли в основу «Алисы» — голосового помощника от «Яндекса». Мы одними из первых начали применять нейронные сети и научили Алису не только отвечать на конкретные вопросы и решать конкретные задачи, но и общаться на отвлеченные темы. Потому что человеку интереснее голосовой помощник, с которым можно просто поболтать, как будто он живой человек.

Искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети — все это разные вещи?

Искусственный интеллект и машинное обучение — почти синонимы. Сейчас, правда, искусственным интеллектом чаще называют то, что воплощено в продукте, но в его основе всегда технологии машинного обучения или самообучающиеся алгоритмы.

Чаще всего, хотя и не всегда, современные разработки искусственного интеллекта используют нейросети. Для обучения машин всегда требуются большие массивы данных, будь то человеческая речь, изображения или цифры с каких-нибудь датчиков.

Расскажу в двух словах, что это такое. Допустим, вы собрали очень много данных и знаете, что часть их относится к одному классу, а часть — к другому и что на это влияют какие­­то признаки. Предположим, у вас имеется миллион картинок, и вы знаете, что на них изображены кошки, и есть еще миллион — с изображениями собак. Кроме того, у вас есть еще 20 млн картинок, и вам нужно, чтобы компьютер выбрал, где кошки, а где собаки. Нейросеть сначала просматривает изображения, на которых уже размечены кошки и собаки, и на основании имеющейся крупной выборки учится узнавать их сама. Это и есть искусственный интеллект. Он применяется и при распознавании голоса, и при машинном переводе, и когда мы обучаем беспилотный транспорт ездить, происходит то же самое. Это одна технология, просто в разных задачах машина обучается по-разному.

Есть ли коробочные решения, какие­-то пакеты программ в сфере искусственного интеллекта? Скажем, по распознаванию изображений?

Сейчас у нас несколько таких решений, и я думаю, что в будущем их станет еще больше. Например, задачи по синтезу и распознаванию речи решаются с помощью комплекса технологий SpeechKit. Это практически коробочное решение, которое разрабатывается в «Яндексе» с 2012 года. Будущее за тем, чтобы каждый мог взять себе такую готовую коробочку и вставить в свой продукт.

Например, в автомобиль.

«Яндекс» — одна из пяти компаний в мире (есть еще Waymo, Uber, Aurora и Cruise), которые делают управление автомобилем полностью автономным, то есть то, что называют беспилотниками 5 уровня. Мы показали свой беспилотник в начале года на конференции в Лас-Вегасе. Купили там обычный Prius и за несколько недель переоборудовали его в беспилотник прямо на месте. Простроили маршруты и научили машину ездить по дорогам самостоятельно. Во время выставки любой желающий мог сесть в наш беспилотник и прокатиться по улицам Лас-Вегаса. В России мы уже делаем такие поездки: например, у нас есть беспилотное такси в Иннополисе.

Если вы начнете коммерчески производить автопилоты для машин, кто будет вашим клиентом: автопроизводители или службы такси?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/innovatsii/tekhnologii/802303

2019-05-25T15:31:29.000+03:00

Mon, 10 Jun 2019 18:41:50 GMT

«Без конкуренции мы бы лениво ползли»

Интервью с генеральным директором компании «Яндекс» в России Еленой Буниной

Инновации / Технологии

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/40/ww4n8/original-16mm.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия