Какой «умный дом» на самом деле нужен людям | Harvard Business Review Russia
Технологии

Какой «умный дом» на самом деле нужен людям

Райан Шенкс , Фрэнсис Хинтерманн
Какой «умный дом» на самом деле нужен людям
JORG GREUEL/GETTY IMAGES

В конце 1950-х годов компания Whirlpool представила миру «Волшебную кухню» — смелое предвосхищение будущего, в котором каждое домашнее устройство автоматизировано, подключено к сети и выполняет свою миссию — делает жизнь проще и безопаснее. Отчасти как футуристическая концепция, отчасти как пропаганда, «Волшебная кухня» взволновала потребителей и вызвала знаменитые «Кухонные дебаты» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым. Была лишь одна проблема: технологии были не готовы.

Спустя более 60 лет технологии, наконец, готовы, а многие потребители — все еще нет.

Несмотря на растущую экосистему из устройств, программного обеспечения и услуг для дома взрывной рост на рынке «умного дома» нам еще только предстоит увидеть. Если не брать в расчет технофилов, потребители все еще пытаются разобраться, насколько продукты или услуги для «умного дома» необходимы им в повседневной жизни, не говоря уже о понимании всех циклов обновления технологий, а также вариантов платформ и интеграций. Наше исследование это подтверждает. Согласно опросу компании Accenture, в котором приняли участие более 6 тыс. человек из 13 регионов, 25% потребителей продуктов и услуг для «умного дома» считают себя «первопроходцами» (то есть ведущими пользователями), а 63% — «ведомыми» (последователями). Из-за этого концепция «умного дома» застряла в пропасти кривой освоения технологии: она увязла на стадии «первопроходцев» и изо всех сил пытается завоевать массовый рынок.

Чтобы разобраться, что происходит с технологией «умного дома», мы использовали упомянутый опрос в качестве отправной точки. Также мы непосредственно наблюдали за 40 людьми в их домах, что позволило нам собрать информацию об их поведении, распорядке и особенностях общения и изучить, как технологии влияют на их самоидентификацию и мотивацию. Затем мы проверили свои выводы в ходе сессий по стратегическим инновациям в нашем научно-исследовательском центре с более чем 25 глобальными клиентами и использовали их отзывы для более углубленного понимания проблемы.

Через призму этой работы мы видим редкую возможность для компаний переосмыслить две сферы своего бизнеса: дизайн продукта и маркетинг. На наш взгляд, дизайн продукта все еще слишком далек от конечного пользователя, а маркетинговые стратегии по-прежнему слишком ориентированы на продажу продуктов на основе устаревшей классификации потребителей и традиционных сегментов рынка.

Мы создали новую классификацию покупателей товаров для «умного дома» и выявили восемь различных типов клиентов. Прежде чем разрабатывать и продавать решения для «умного дома», мы предлагаем компаниям изучить характерные черты их будущих клиентов.

Восемь типов покупателей

Большинство компаний создают образ своего покупателя — полувымышленные описания идеальных клиентов, основанные на демографических и поведенческих моделях существующих покупателей. Идея, впервые предложенная разработчиком программного обеспечения и программистом Аланом Купером, предлагает иное решение: если вы хотите создать успешный продукт, разработайте его для конкретного человека. Проблема индустрии «умного дома» в том, что значительная часть типов покупателей сформирована на основе информации о существующих пользователях-технофилах, а они мало могут поведать компаниям обо всех остальных.

Представления о том, что такое дом и как он должен соотноситься с внешним миром, у всех разные. Потребности людей могут варьироваться в зависимости от личных качеств, мировоззрения, интересов, вкусов, времени, контекста, возраста и географии. Принимая все это во внимание, мы обнаружили, что люди склонны придерживаться одного из восьми типов мышления и вести себя дома определенным образом.

1. Творческий домосед. Такой покупатель использует технологии, чтобы усилить сенсорные ощущения и создать в своем доме личный оазис. Вот как это описал нам один пользователь: «В своем доме я сделал все по свему вкусу. Я покрасил потолок в черный цвет и украсил его шипами, чтобы он выглядел как звездное небо, а лампа выполняет роль луны».

2. Активный горожанин. Такой покупатель, находясь дома, использует технологии, чтобы компенсировать ритм своей активной городской жизни. Еще одна цитата: «Живя в беспокойном городе, я дорожу местом, куда могу прийти, расслабиться и почувствовать себя в безопасности».

3. Сам себе секретарь. Такой покупатель использует технологии, чтобы даже дома быть более эффективным и продуктивным. Цитата: «Я всегда стараюсь оставаться сосредоточенным и организованным дома. Я планирую свои велосипедные прогулки так, чтобы не мешать соседям. И у меня есть два звуковых устройства, которые блокируют шум транспорта снаружи и помогают заснуть».

4. Неуверенный пользователь. Такой покупатель использует технологии для удобства, но инвестирует в них менее охотно, чем «первопроходцы»: «Мой дом — это про мое личное время. Дома я хочу отключиться от внешнего мира и заниматься своими хобби».

5. Родитель-беспилотник. Такой покупатель использует технологии для обеспечения безопасности своей семьи, а также для управления домашними делами и повышения эффективности повседневных задач. Цитата: «Дома у меня все под контролем, потому что у меня есть полная видимость всего происходящего. Я использую панорамную камеру для присмотра за ребенком. С ее помощью я могу посмотреть, дома ли моя семья».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Вежливый отказ
Ребекка Найт
Что важно знать об управлении функциями
Роджер Мартин,  Дженнифер Райел