Правда, ИИ, ложь | Harvard Business Review Russia
Технологии

Правда, ИИ, ложь

Дэвид Де Кремер
Правда, ИИ, ложь
C. J. BURTON/GETTY IMAGES

Организации все активней используют искусственный интеллект и алгоритмы для управления бизнес-процессами, найма сотрудников и автоматизации рутинных организационных решений. И это неудивительно, поскольку применение простых линейных алгоритмов продемонстрировало свое превосходство над человеческим суждением в точности выполнения многих административных задач. Опрос компании Accenture в 2017 году показал, что 85% руководителей хотят в течение следующих трех лет более активно инвестировать в технологии, связанные с ИИ.

Несмотря на этот прогноз, реальность такова, что, по крайней мере, в некоторых случаях люди проявляют сильное чувство отторжения к использованию автономных алгоритмов. Например, опросы показывают, что 73% американцев сообщили, что боятся ездить на автомобиле с автоматическим управлением. Врачи также предпочтительнее алгоритмов в медицинском контексте, с точки зрения пациентов, несмотря на доказательства того, что алгоритмы иногда могут поставить более точные диагнозы. Такое неприятие создает рабочие ситуации, в которых внедрение ИИ приводит к неоптимальному, неэффективному и предвзятому использованию алгоритмов. Поэтому, раз уж ИИ суждено стать важным инструментом управления в наших организациях, алгоритмы необходимо использовать как надежных советников для принимающих решения людей. Они также должны способствовать укреплению доверия в компании.

Этот вывод не остался незамеченным в деловых кругах. Некоторые компании, в том числе Trust Science, выпустили на рынок алгоритмы, которые могут помочь составить профили надежности отдельных лиц и организаций. Но неужели ИИ обладает таким «социальным» навыком? Это важный вопрос, потому что доверие требует особой социальной чувствительности, которая приписывается исключительно человеку. Фактически уникальная способность понимать человеческие эмоции и желания является необходимым условием для оценки надежности личности, и такую способность трудно создать искусственно. Итак, могут ли люди, принимающие решения, принять алгоритмы, предоставляющие рекомендации в этой области человеческого взаимодействия?

Чтобы изучить этот вопрос, мы провели экспериментальное исследование через онлайн-систему Prolific Academic (ProA), которая заслужила себе хорошую репутацию, обеспечивая высокий уровень качества данных. Мы проанализировали ответы 136 участников (68 женщин и 66 мужчин со средним опытом работы 8,73 года), которые участвовали в онлайн-моделировании организации, состоящей из трех иерархических уровней: рядовых сотрудников, среднего звена и высшего руководства. Участники были назначены на рядовые должности и были проинформированы, что будут сотрудничать с неким неизвестным человеком для совместной работы над задачей. В случае хороших результатов бюджет проекта будет увеличен.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Хотите научиться думать?
Мариэтта Чудакова
Не только зарплата
Деннис Кэмпбел,  Джон Кейс,  Билл Фотч