Автоматизация с человеческим лицом | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Автоматизация с
человеческим лицом

Как умные технологии помогают гуманизировать рабочий процесс

Авторы: Эллисон Файн , Бет Кантер

Автоматизация с человеческим лицом
Иллюстрация: 3DSculptor/Yagi Studio/Getty Images

читайте также

Вежливый отказ

Ребекка Найт

«Главное — объяснить человеку, что частный рейс доступнее, чем кажется»

Сергей Петроссов

Что такое эмоциональный интеллект

Vox populi

Анна Натитник

Пандемия не спровоцировала «Великое увольнение», а, скорее, увеличила его масштабы. Нежелание работников бежать обратно в свои офисы, за прилавки и к конвейерам и садиться каждый день за руль напрямую связано с культурой труда, в которой отсутствие доверия, негибкие расписания и нереалистичная нагрузка являются нормой. Удаленная работа и гибкий график, необходимость в которых возникла в результате пандемии, стали откровением для многих людей, но не освободили их от бесконечного потока задач, писем и совещаний: технологии и культура «всегда на связи» внесли свой вклад. Но следующая волна цифровых технологий — то, что мы называем «умными технологиями», — обладает потенциалом и мощью, которые позволят обратить эти тенденции вспять. Вместо того чтобы дегуманизировать нас, «умные технологии» помогут вернуть рабочим процессам «человеческое лицо».

В своей книге «The Smart Nonprofit» мы определяем «умные технологии» как ИИ и другие сложные цифровые технологии, автоматизирующие работу и выполняющие задачи, которыми раньше могли заниматься только люди. Умные технологии принимают решения за людей и для людей. Кое-кто считает, что умные технологии идут вразрез с интересами работников, что люди и машины напрямую конкурируют между собой. Мы полагаем, что это ложная дихотомия, которая не опирается на факты, точка зрения неосведомленных и лишенных воображения людей. Умные технологии и люди не соревнуются, а дополняют друг друга — но только в том случае, если технологии применены правильно.

Часть работы подходит для автоматизации, но задач, в которых людей можно (или следует!) полностью заменить умными технологиями, мало, а, может, их вообще нет. Вместо того чтобы выполнять работу быстрее и с меньшим количеством персонала, умные технологии позволяют перестроить процесс так, так чтобы люди могли интуитивно принимать решения, устранять проблемы, развивать отношения с клиентами и проявлять сочувствие — то есть фокусироваться на тех аспектах работы, к которым они наиболее расположены.

В течение нескольких следующих лет компании будут заниматься автоматизацией. Принятые руководством решения повлияют на то, как работники, клиенты и другие стейкхолдеры будут относиться к вашей компании. Например, что из перечисленного стала бы использовать ваша компания?

● Программы контроля, так называемые bossware-приложения, которые незаметно живут в устройствах и весь день наблюдают за работниками, чтобы поймать — и, вероятно, наказать — тех, кто сделал незапланированный перерыв.

Или

● Такие программы, как CultureX, которые анализируют и изменяют культуру труда, делая ее менее токсичной, улучшая баланс между работой и личной жизнью и одновременно снижая уровень выгорания, вызывающего текучку персонала.

Руководителям компаний в ближайшем будущем придется принимать много решений. Коммерческие приложения, в которых задействованы умные технологии, уже доступны для каждого отдела: и для пиарщиков, и для бухгалтерии, и для отдела обслуживания клиентов. Но перед внедрением технологий их необходимо изучить и тщательно проанализировать, ведь только тогда они помогут человеку показать свои лучшие способности и качества и позволят заниматься тем, в чем мы наиболее эффективны: строить связи, проявлять сочувствие, решать проблемы.

Рассмотрим пример Trevor Project, организации, которая занимается кризисным консультированием молодых лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, квиров и сомневающихся в своем гендере людей (ЛГБТК+). Trevor Project относится к категории «умных некоммерческих организаций», как мы их называем. Ее команда осторожно и мудро приступила к автоматизации, изучив «ко-боттинг» — совместную работу людей и умных технологий, которая позволяет и тем, и другим проявить себя с лучшей стороны. Ее специалисты создали «Райли» — чат-бота, который помогает обучать консультантов, симулируя разговоры с потенциально суицидальными подростками. «Райли» невероятно расширяет возможности в области обучения: технологию всегда можно использовать на занятиях с волонтерами. Но руководство Trevor Project понимает, что может достичь своих целей только в том случае, если подростки будут беседовать именно с живыми людьми. «Райли» не уменьшает общение между людьми, а обогащает его.

Ко-боттинг — это не только работа вместе с чат-ботами. Например, в Benefits Data Trust (BDT) из Филадельфии (организация занимается борьбой с бедностью) применили умные технологии в процессе подачи заявок. Персонал колл-центра помогает клиентам разобраться с формами и подать заявки на получение пособий. Компьютерную систему обучили на тысячах взаимодействий между персоналом и клиентами, чтобы она анализировала десятки пособий и рекомендовала наиболее подходящие. Система также производит предварительное заполнение анкеты для клиентов, тем самым экономя персоналу огромное количество времени. В данном случае главная проблема, которую нужно было решить организации, заключалась в том, чтобы уменьшить количество времени и документации, необходимое для получения пособий. «От нас же требуется человеческий контакт», — пояснил в разговоре с нами директор BDT по данным и технологиям Равиндар Гуджрал.

Ко-боттинг может также бороться с еще одним стрессогенным фактором на рабочем месте — недостатком инклюзивности. Например, департамент исполнения наказаний штата Калифорния использует автоматизацию, чтобы упростить прием пациентов: составление расписаний, постановку диагноза, выдачу рецептов и оказание медпомощи. Например, если врач в ходе осмотра назначает пациенту колоноскопию, рецепт на подготовительные препараты автоматически отправляется в тюремную аптеку, а персонал столовой получает распоряжение о том, что пациента нужно на 48 часов перевести на жидкую диету. Это всего лишь один из многих примеров автоматизации в данной системе. Кроме того, слабовидящие работники могут «услышать» информацию с экрана компьютера благодаря интерфейсам чтения текста, а также использовать инструменты голосового ввода.

Внедрение ко-боттинга требует времени и аккуратности, однако польза, связанная с уменьшением нагрузки на персонал, просто огромная. По данным проведенного в октябре 2021 года опроса Salesforce, из 773 человек, пользующихся автоматизацией в США, 89% более удовлетворены своей работой, а 76% довольны снижением уровня стресса на работе.

Так как же приступить к внедрению умных технологий? Вот несколько шагов, которые можно предпринять:

Выявите ключевые проблемы, чтобы определить варианты использования технологий. Здесь нужно обратить внимание на те сферы, где умные технологии могут заняться повторяющимися задачами и тем самым снизить нагрузку и уровень стресса работников. Точно укажите, какие решения будут принимать люди, какие задачи будут автоматизированы и как за машинами будут наблюдать специалисты.

Выберите умную технологию, которая соответствует задачам. Убедитесь в том, что выбранный товар или система создаст правильное равновесие в ко-боттинге. Позаботьтесь о том, чтобы идеи, заложенные в умные технологии, соответствовали вашим ценностям. И проследите за тем, чтобы вопросы, для которых необходимы сочувствие и интуиция, решали люди, а такие задачи, как ввод и анализ данных, были поручены умным технологиям — но не наоборот.

Создайте эффективный цикл «тестирование — изучение опыта — улучшение». Действуйте осторожно и медленно, потому что после внедрения технологий может быть сложно ликвидировать созданный автоматизацией ущерб. Протестируйте новую систему и рабочий процесс и убедитесь в том, что ваши надежды и предположения подтвердились.

Благодаря умным технологиям и автоматизации сотрудники могут нести меньше нагрузки и получать больше удовлетворения от работы и рабочей среды. Но для этого руководителям нужно четко оценивать последствия автоматизации и принимать взвешенные и этичные решения в выборе технологий, которые помогут человеку лучше проявлять свои человеческие качества и эффективнее выполнять свою работу — и благодаря которым работа будет приносить ему больше радости и пользы.