Как технологии меняют работу НКО | Harvard Business Review Russia
Технологии

Как технологии меняют работу НКО

Бет Кантер , Эллисон Файн
Как технологии меняют работу НКО
Фото: Paul Taylor/Getty Images

Пандемия COVID-19 спровоцировала многочисленные проблемы, перебои и дефициты, последствия которых каскадом обрушились на экономику и докатились до самых незащищенных слоев общества. С этими сообществами часто работают некоммерческие организации. В условиях пандемии возникла острая необходимость ускорить цифровую трансформацию во всех сферах экономики, и некоммерческий сектор не стал исключением: здесь тоже потребовались оперативные инновации. Мы эксперты в области применения технологий на благо общества и видим множество примеров того, как некоммерческие организации используют «умные» технологии для продвижения социальных изменений на фоне пандемии. Эти примеры описаны нами в книге «The Smart Nonprofit».

Сочетание «умные технологии» мы используем как зонтичное понятие, обозначающее современные цифровые технологии, принимающие решения за человека. К ним относятся искусственный интеллект (ИИ) и все сопутствующие и смежные технологии, такие как машинное обучение, обработка данных на естественном языке, «умные» формы, чат-боты, роботы и т. д.

Во время пандемии объемы применения «умных» технологий социальными службами и некоммерческими организациями существенно возросли. Например, продовольственные банки стали использовать роботов для упаковки еды, агентства помощи бездомным подключили чат-боты для предоставления правовых и психологических консультаций, а отделы по привлечению средств в поиске потенциальных доноров обратились к программным ресурсам на базе ИИ.

Когда началась пандемия и школы перешли на дистанционное обучение, многие учащиеся, получавшие школьное питание, больше не могли его получать. И здесь некоммерческие организации воспользовались возможностями «умных» технологий. Например, исследователи Университета Карнеги — Меллона с помощью технологии машинного обучения перевернули систему с ног на голову: вместо того чтобы возить в школу детей, школьные автобусы стали развозить детям в Питтсбурге и окрестностях школьные обеды, и были найдены новые маршруты для наиболее эффективной доставки.

Для оказания поддержки и услуг незащищенным слоям населения в условиях пандемии стали намного активнее использовать чат-боты. Например, некоммерческие службы юридической поддержки в Иллинойсе разработали чат-бот Rentervention, с помощью которого жители могут получить информацию по проблеме выселения и другим жилищным проблемам, спровоцированным пандемией COVID-19. Он также используется для рекомендаций услуг бесплатных правовых консультаций.

Во многих некоммерческих организациях «умные» технологии интегрируют во внутренние рабочие процессы, процессы привлечения средств, коммуникации, финансовые операции и работу по оказанию услуг. Сейчас «умные» технологии эффективнее всего применяются для рутинных задач некоммерческих проектов, например, для сверки отчетов о расходах или ответов на однотипные вопросы в чат-ботах (например, «Применяется ли в отношении моего взноса налоговый вычет?») — так у сотрудников высвобождается дополнительное время, которое они могут посвятить другой работе. Мы называем это «временными дивидендами»: этот дополнительный ресурс дает возможность предупреждать выгорание, лучше и ближе узнавать клиентов и заниматься необходимыми фундаментальными переменами в социальной сфере, например, не просто оказывать помощь бездомным, но и бороться с глубинными сложностями, из-за которых существует сама проблема бездомности. Так, когда началась пандемия COVID-10, международная гуманитарная организация «Врачи без границ», которая оказывает медицинскую помощь населению в кризисных районах и районах бедствия, создала чат-бот для ответов на распространенные вопросы о пандемии. В результате у сотрудников организации появилось больше времени на отработку возросшего объема коммуникаций в онлайн-сообществах, посвященных проблемам психологического здоровья, тревожности и эмоционального благополучия.

Развитие технологии часто происходит постепенно и медленно, пока не будет достигнута поворотная точка, когда ее стоимость резко снижается, а объем ее коммерческого применения растет. На графике такой процесс освоения технологии часто напоминает форму хоккейной клюшки. Мы сейчас находимся у «пятки» этой «клюшки», и уже намечается стремительный рост объемов использования «умных» технологий. По мере того как все больше некоммерческих организаций начинают их применять, руководителям важно быть особенно внимательными к их преимуществам и рискам.

Многие думают, что все, что делает компьютер или робот, не подвержено влиянию эмоций, а следовательно, и гендерных или других предрассудков и несправедливости. Тем не менее в основе «умных» технологий — программный код, который на каком-то этапе был написан людьми и потому закрепляет их мнения, предположения и явные или неявные предубеждения. Как сформулировала известный аналитик данных Кэти О’Нил, «алгоритмы — это мнения, вписанные в программный код». 

Об авторах

Бет Кантер (Beth Kanter) — признанный на международном уровне аналитик и теоретик цифровой трансформации, специалист по вопросам комфортной рабочей среды в некоммерческих организациях, тренер и фасилитатор, приглашенный докладчик. Соавтор книг «The Networked Nonprofit» и «Happy Healthy Nonprofit: Impact without Burnout». Одна из самых влиятельных женщин в технологической сфере по версии Fast Company. Более 30 лет занималась разработкой и организацией образовательных программ для некоммерческих организаций и фондов. Ее следующая книга, «The Smart Nonprofit: Staying Human Centered in an Automated World», выйдет в издательстве Wiley в марте 2022 года.

Эллисон Файн Allison Fine) — один из ведущих в США авторов и стратегов в области использования технологий на благо общества. Автор книг «Momentum: Igniting Social Change in the Connected Age», «Matterness: Fearless Leadership for a Social World», а также готовящейся к публикации в марте 2022 года «The Smart Nonprofit: Staying Human Centered in an Automated World» (Wiley). Регулярно выступает на конференциях, член совета учредителей Civic Hall, состоит в национальном совете организации Women of Reform Judaism.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Не дайте платформам убить ваш бизнес
Андрей Хагиу,  Джулиан Райт
Бизнес после эпохи роста
Спет Густав Джеймс