Инновации / Технологии

Онлайн-ответ: как решить гендерный вопрос с помощью технологий

Онлайн-ответ: как решить гендерный вопрос с помощью технологий

16 января 2018|Бхаскар Чакраворти

Все мы слышали о неравном участии женщин в технологической сфере. В компаниях Facebook, Google и Apple работают 17%, 19% и 23% соответственно. В многочисленных исследованиях, например, в «The Elephant in the Valley», отмечается систематическая дискриминация женщин. В новостях на нас обрушивается поток историй о том, с какими трудностями сталкиваются женщины во многих известных компаниях Кремниевой долины. В США женщины занимают не более четверти рабочих мест в сфере математики и вычислительной техники, что соответствует данным о том, что в развитых странах на женщин приходится около 26% рабочих мест в области науки, технологий и математики. В развивающихся странах аналогичные показатели еще ниже.

Но этим проблема гендерного неравенства не ограничивается. Среди пользователей технологических продуктов женщин также меньше. По данным Международного телекоммуникационного союза, число женщин, пользующихся интернетом, на 12% ниже, чем мужчин; в наименее развитых странах разница составляет 32,9%. И даже когда женщина берет в руки телефон или выходит в интернет, она может столкнуться с враждебностью. В докладе международной организации World Wide Web Foundation говорится, что «женщины по всему миру подвергаются в интернете нападкам со стороны женоненавистников, включая агрессивные высказывания, прямые угрозы насилия, сексуального преследования и изготовление порнографических материалов с использованием персональной/конфиденциальной информации для дискредитации».

Все это дает возможность технологической индустрии решить внутренние проблемы гендерного разнообразия и пересмотреть взгляд на разрабатываемые продукты.

Задумайтесь о преимуществах уменьшения гендерного неравенства. Когда женщины лишены цифровых продуктов, бизнес теряет клиентов и развитие продукта заходит в тупик. К примеру, доклад инициативной группы Connected Women из ассоциации операторов мобильной связи GSMA показывает, что женщины реже бывают финансово независимы там, где гендерное неравенство в области технологий выше.

Ликвидация неравенства окажет огромную помощь и женщинам, и мировой экономике: недавнее исследование, проведенное Accenture, показывает, что женская «цифровая грамотность» приносит организациям большую выгоду, чем мужская. А согласно исследованию популярного в Кении сервиса перевода денег при помощи мобильных телефонов M-PESA, цифровые финансовые услуги могут способствовать росту числа работающих женщин и создавать для них новые возможности в официальной рыночной экономике. Кроме того, не стоит забывать о новом поколении необычных предпринимателей в принадлежащем Facebook Instagram. В консервативной Саудовской Аравии растет число женщин, которое пользуется этим приложением, чтобы начать бизнес в обход бюрократических и социальных ограничений. Тысячи женщин открыли бизнес в Instagram и продают изделия ручной работы, еду, одежду и аксессуары. Более того, женщины оказывают огромное влияние  на решения, касающиеся семьи, общины и детей. Они вкладывают больше денег в семью, чем мужчины — почти в 10 раз больше, поэтому ликвидация гендерного неравенства в области цифровых устройств будет иметь далеко идущие последствия.

Конечно, дело не только в бизнесе. Основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб говорил: «Очевидно, что гендерное равенство необходимо по экономическим причинам. Экономика только тех стран, где к талантам имеется равный доступ, будет оставаться конкурентоспособной и процветать. Но еще важнее, что гендерное равенство касается вопроса справедливости. Человечество обязано обеспечивать сбалансированный набор ценностей».

В чем преимущество полноценного включения женщин в число пользователей цифровых технологий

Если оставить в стороне множество преимуществ использования цифровых технологий, может ли их развитие помочь решить проблему гендерного неравенства? Могут ли они помочь сократить гендерный разрыв и запустить мультиплицированное воздействие?

В рамках нашего глобального исследования моделей цифровой эволюции совместно с Школой Флетчера и Mastercard мы решили задать вопрос: как рост изпользования цифровых технологий влияет на равенство полов?

Мы разработали два критерия оценки. Первый, для измерения равенства полов, представляет собой индекс, включающий несколько индикаторов, в том числе уровень грамотности среди женщин, долю женщин, имеющих счет в финансовом учреждении, долю женщин в рабочей силе и процент женщин в национальном парламенте. Второй критерий касается пользования цифровыми устройствами и включает пользование интернетом, мобильной связью или городским телефоном, потребление цифровых продуктов и использование цифровых технологий в коммерческих целях.

Анализ соотношений между двумя критериями дал интересный результат. Мы обнаружили, что каждый процент роста использования цифровых технологий в период 2008-2011 гг. вел к положительному росту участия в нем женщин в период 2011-2015 гг. приблизительно на 2,3%.

Если из 60 проанализированных стран оставить только развивающиеся, то каждый процент роста использования цифровых технологий в период 2008-2011 гг. вел к положительному росту вовлеченности женщин в цифровые технологии в период 2011-2015 гг. приблизительно на 2%.

Мы считаем это еще одним доказательством того, что использование цифровых технологий дает преимущества экономике и уменьшает гендерное неравенство. По данным глобального института McKinsey, когда мы устраним препятствия, мешающие женщинам достичь равенства с мужчинами, в течение 10 лет мировой ВВП вырастет на $28 триллионов. Эти цифры позволяют с большим воодушевлением оценивать положительное воздействие цифровых технологий на уменьшение основных форм социального, политического и экономического дисбаланса.

Если производители цифровых продуктов смогут уделить больше внимания созданию продуктов и виртуальной среды, где женщины будут чувствовать себя более комфортно, этими продуктами будут пользоваться больше женщин, что, в свою очередь, приведет к мультиплицированному воздействию на все общество. У компаний возникнет необходимость нанимать больше женщин для участия в разработке и продаже этих продуктов. Полезно вспомнить, что все шесть программистов Eniac, первого в мире цифрового компьютера, были женщинами. Индустрии технологий пора обратиться к собственной истории.

Время покажет, сможет ли индустрия высоких технологий ликвидировать гендерное неравенство в собственных рядах и среди своих потребителей.

Об авторе. Бхаскар Чакраворти — старший помощник декана факультета международного бизнеса и финансов Школы Флетчера университета Тафтса и исполнительный директор-основатель Института бизнеса в мировом контексте. Написал книгу «The Slow Pace of Fast Change». Чакраворти — старший советник по инклюзивности цифровых технологий в Mastercard Center for Inclusive Growth. Он хотел бы поблагодарить Рави Шанкара Чатурведи, Кассандру Пэган и Расиму Сваруп за их идеи, исследования и анализ.

https://hbr-russia.ru/innovatsii/tekhnologii/p24741

2018-01-16T03:00:00.000+03:00

Tue, 22 May 2018 17:37:55 GMT

Онлайн-ответ: как решить гендерный вопрос с помощью технологий

Почему ликвидация гендерного неравенства в интернете выгодна для всех

Инновации / Технологии

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/1a9i5n/original-1nyh.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия