В поисках технологий | Harvard Business Review Russia
Технологии

В поисках технологий

Мария Подцероб
В поисках технологий
Фото: Clem Onojeghuo / Unsplash

Краснокамский ремонтно-механический завод (РМЗ) в Пермском крае, как и многие другие российские предприятия, много лет работал на импортном оборудовании. В его цехах установлены итальянские и немецкие станки, которые обрабатывают металл и производят металлические конструкции.

Пока оборудование исправно, а на случай поломки на складах хранится запас импортных запчастей. Но гендиректор предприятия Дмитрий Теплов уже сейчас думает, как заменять узлы оборудования, когда запас запчастей иссякнет. Недавно он пригласил специалистов местной пермской машиностроительной компании, которые сняли размеры с узлов на станках завода. Теперь они подготовят техническую документацию и через некоторое время смогут производить по заказу Краснокамского РМЗ нужные запчасти. Но не все. Часть оборудования заменить не получится, и заводу, скорее всего, придется отказаться от выпуска продукции в некоторых цехах. Чтобы не сокращать общий объем производства и не увольнять сотрудников, Дмитрий Теплов планирует увеличить выпуск в тех цехах, где узлы оборудования удастся заменить.

В подобном положении оказалось немало российских предприятий и компаний. У многих помимо проблем с оборудованием возникли сложности и с перенастройкой ИТ-сервисов из-за ухода или временной приостановки работы в России SAP, Oracle, IBM, EPAM и Microsoft, на базе которых работала их ИТ-инфраструктура.

Санкции были наложены так быстро и в таком объеме, что многие компании в первый момент испытали шок, делится наблюдениями Олег Ремыга, руководитель направления «Китай» и представитель школы управления «Сколково» в КНР. Теперь бизнес в авральном режиме пересматривает подходы к производству и бизнес-процессам, ищет новых поставщиков оборудования и технологий и меняет логистические цепочки.

В этой статье мы рассмотрим три способа, которыми могут воспользоваться российские компании для замены технологий и оборудования для налаживания работы на промышленных предприятиях в условиях неопределенности.

Способ 1. Поиск поставщиков в Китае

Начиная с 2014 года в России много говорили об импортозамещении. И действительно, в первые годы после «крымской весны» доля импорта сильно сократилась. Среди главных причин экономисты называли санкции и девальвацию рубля, но частично это было связано и с внедрением на предприятиях программы импортозамещения.

Со временем стало ясно, что эта программа не оправдывает возложенных на нее надежд. С 2014 по 2020 год, согласно базе экспорта и импорта России (ВЭД), наша страна ввезла продукции на сумму в $1 591, 4 млрд. Это меньше, чем в предыдущие шесть лет, с 2008 по 2014 годы ($1 842,6 млрд), но значительного снижения не произошло. Причем основной статьей импорта, как и прежде, остались машины, оборудование, транспортные средства, продукты химической промышленности, которых в России по-прежнему производили недостаточно.

Ранее производители импортировали иностранное оборудование целыми линиями «под ключ» и только на отдельные участки закупали машины и узлы российского производства, говорит Алексей Волостнов, партнер и руководитель практики машиностроения и технологий Strategy Partners. Более того, в ковидные времена импортозависимость только возросла. Согласно аналитической записке Центробанка, который опросил 482 руководителя заводов и фабрик, в 2020 году ввозимые составляющие использовали уже 80% предприятий против 65% в 2019-м. При этом большинство ориентировалось на импорт оборудования из Евросоюза, доля которого в российском товарообороте в 2021 году, по данным Минэкономразвития, составляла 36%. Когда торговые связи между ЕС и Россией внезапно оборвались, российские компании сначала запаниковали, а потом в авральном режиме бросились искать новых поставщиков и в стране, и за ее пределами.

Например, руководители «Норникеля» на прямой линии вице-президентов компании признали, что смогут выполнить все заключенные контракты при условии, что найдут альтернативные каналы поставок в России и в Азии. У альтернативных поставщиков придется в первую очередь искать замену буровым инструментам, шинам, маслам.

В компании уже изучили рынок и выяснили, что 70% оборудования и запчастей, нужных «Норникелю», производится в Китае, просто раньше в компании не уделяли этому рынку большого внимания. Найти нужные замены, скорее всего, удастся в течение года или двух, рассказал Сергей Степанов, старший вице-президент и производственный директор «Норникеля».

А директор Краснокамского РМЗ Дмитрий Теплов недавно специально встретился с представителями барнаульского завода CSort, который много лет закупает оборудование в Азии, хорошо знает этих поставщиков и готов помочь с выбором правильного партнера.

Теплов не хочет полностью отказываться от поставок комплектующих из Европы. Он говорит, что половину необходимых заводу запчастей можно по-прежнему закупать у европейских компаний, которые согласны сотрудничать с Россией. Но другую половину логистических цепочек придется переориентировать на Китай и Турцию, поэтому он и решил заняться изучением азиатского рынка.

Закупка комплектующих у поставщиков из Китая и, возможно, других азиатских стран — неплохое решение в краткосрочной перспективе, оно позволит российским предприятиям быстро решить насущные проблемы и предотвратить остановку производства, полагает Алексей Волостнов.

Но, думая о закупках в Азии, надо помнить, что простая замена одного «железа» на другое не решает всех проблем. «Уникальность немецкого станка не только в том, как он сделан, но и в системе обучения инженеров, которые на этом станке работают и его поддерживают», — говорит Олег Ремыга из «Сколково». Пока неясно, кто будет обслуживать машиностроительную технику европейского производства после массового исхода из России западных компаний и как эта техника будет дальше работать, замечает он.

Китайские комплектующие вряд ли полностью смогут решить проблемы в одной из самых пострадавших отраслей — в авиапроме. Даже если получится осуществлять закупки в Китае недостающих запчастей самолетов, неизбежно встанет вопрос, о том, кто и как будет сертифицировать ремонт таких самолетов и кто возьмет на себя ответственность за обеспечение безопасности людей на борту лайнеров, использующих неоригинальные комплектующие, размышляет Волостнов.

советуем прочитать

Об авторе

Мария Подцероб — редактор спецпроектов «Harvard Business Review Россия».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Не потерять...
Дайан Кутю
Синдром ударника: разрушительная сила рекордов
Мэллой Рут,  Фонтейн Мэри,  Шпрейер Скотт
20 самых успешных трансформаций в мире бизнеса
Аласдер Троттер,  Скотт Энтони,  Эван И. Шварц