Чему учит скандал с утечками данных из Marriott | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чему учит скандал с утечками данных
из Marriott

Четыре вывода о киберрисках для бизнеса и власти

Автор: Шиварам Раджгопал

Чему учит скандал с утечками данных из Marriott
Фото: TIM ROBBERTS/GETTY IMAGES

читайте также

Купить свой путь в бизнес

Рубак Ричард,  Юдкофф Ройс

Эмоциональное выступление: как не выглядеть идиотом

Андрей Скворцов

Великие предприниматели прошлого. Савва Мамонтов

Мария Макарушкина

Что делать, если ваша отрасль на грани банкротства

Андрей Безлепкин

Прошло одиннадцать недель, прежде чем гостиничная сеть Marriott решила поведать, что в хакерской атаке в руки к злоумышленникам попали личные данные 383 млн клиентов, включая как минимум 25 млн номеров паспортов и 8 млн номеров кредитных карт. А теперь представьте, что бы было, если бы компания уровня Marriott на одиннадцать недель задержала свой квартальный отчет. Подобное поведение по праву считалось бы неприемлемым, но почему-то оно вполне допустимо, когда речь идет о разглашении такого рода происшествий.

Из этой ситуации можно сделать четыре вывода, которые будут полезны как руководителям, так и регулирующим властям.

1. Текущая практика информирования о кибератаках в очередной раз показала свою несостоятельность.

2. Слияния, сокращения расходов и прочие корпоративные мероприятия могут стать причиной серьезных уязвимостей в цифровой защите.

3. Угрозы безопасности в системе накапливаются.

4. Руководство организаций по-прежнему не готово или недостаточно квалифицировано, чтобы всерьез бороться с киберугрозами.

Неадекватное информирование

Единственный способ заставить бизнес ответственно относиться к информационной безопасности — ужесточить правила разглашения о случаях кибератак и ревностно следить за их соблюдением. Действующие инструкции Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), мягко говоря, расплывчаты в этом вопросе. Мы не нашли ни одного требования в существующих законах о безопасности, которое бы явным образом затрагивало проблемы информационных рисков и связанных с ними инцидентов. К сожалению, инструкции SEC не помешали Marriott почти три месяца хранить молчание об утечке личных данных миллионов своих клиентов. Впрочем, нам известно о двух случаях, когда SEC все-таки прибегла к административным мерам в отношении компаний, скрывавших факты взлома своих систем безопасности. Однако в итоге обе организации отделались сравнительно небольшими штрафами, которые практически никак не отразились на их финансовом положении. С нашей точки зрения, пока наказания за такие проступки не станут по-настоящему серьезными, руководство большинства компаний продолжит игнорировать эти проблемы.

Мы изучили публичные отчеты и документы, поданные Marriott в SEC. Известно, что хакерское проникновение в систему было обнаружено 8 сентября. 6 ноября компания отправила отчет по форме 10-Q за прошедший период, закончившийся 30 сентября. Несмотря на то что вопросам цифровой безопасности в этом отчете посвящены целых два абзаца, в нем нет ни одного упоминания ни о крупной утечке данных, случившейся в компании, ни о нанесенном ею экономическом ущербе. И лишь 30 ноября Marriott подала форму 8-К, информирующую SEC об атаке на свои сервера. По правилам этот документ необходимо высылать в течение трех дней после происшествия, при этом показательно, что по другим вопросам компания отчитывается гораздо расторопнее. Например, когда сенатор Митт Ромни покинул совет директоров компании, форма 8-K с этой информацией была отправлена уже на следующий день.

Затем мы внимательно изучили проведенный Marriott анализ возможных финансовых последствий. Оказалось, что страховка, которую менеджмент компании преподносит в качестве смягчающего фактора, может быть аннулирована, если страховщик сочтет утечку информации результатом координированных действий китайской разведки. Кроме того, судя по всему, в Европе Marriott может попасть под удар Общего регламента о защите данных (GDPR), хотя, насколько нам известно, об этом не упоминают ни менеджеры компании, ни СМИ. GDPR предписывает, что организация обязана заявить о бреши в своей безопасности в течение 72 часов. Это требование вступает в силу, если хотя бы один из клиентов гостиничной сети легально проживает в ЕС.

Сокращение расходов после слияния и его последствия

Углубляясь в детали этого инцидента, мы обнаружили, что утечка данных произошла не в самой сети Marriott, а в системе безопасности Starwood (Starwood — американская сеть отелей, поглощенная в 2016 году Marriott — прим. ред.). Выяснилось, что после слияния с Marriott в целях сокращения расходов едва ли не все сотрудники Starwood были уволены, включая и тех, кто работал в отделах ИТ и информационной безопасности. Возможно, регулирующим органам следует ввести правила, обязывающие компании предоставлять полноценный план защиты информационных систем после слияний. А руководителям необходимо учитывать возможный эффект от быстрой консолидации персонала, ответственного за работу таких систем и безопасность данных.

Системный киберриск

С каждой новой успешной хакерской атакой угрозы безопасности в системе накапливаются. Проникнув в компьютерную сеть компании, злоумышленник потенциально может получить доступ ко всей цепочке поставщиков.

Для лучшего понимания этой угрозы возьмем в качестве примера компанию Avendra. Она была создана в 2001 году для управления процессом снабжения в североамериканской сети Marriott. В одном только 2017 году компания совершила закупки на общую сумму в $5 млрд. Если хакеры получили доступ к серверам Marriott, несложно предположить, что они могут воспользоваться и связью с Avendra для размещения фальшивых заказов. В 2016 году атаки такого типа стоили американским компаниям $500 млн. И, по нашим оценкам, ущерб продолжит расти в геометрической прогрессии до тех пор, пока не будут приняты адекватные совместные меры.

Нехватка специалистов в высшем руководстве

Как и во многих других компаниях, совет директоров и высший менеджмент Marriott испытывают явный дефицит квалифицированных специалистов по управлению киберугрозами. Ни у одного из членов действующего совета директоров компании нет сколько-нибудь серьезного опыта в области сетевой безопасности или технологий. Нет в Marriott и специального комитета, занятого этими вопросами. Как и многим другим компаниям, гостиничному гиганту приходится полагаться на внешних «экспертов» для оценки масштаба и последствий кибератак.

Мы убеждены, что регулирующие органы могут заставить бизнес вплотную заняться повышением общей подготовленности к киберугрозам, а также устойчивости к атакам, если потребуют от советов директоров представлять полноценные отчеты об уязвимости своих компаний. Как только советы директоров окажутся «на крючке», контроль и подотчетность в этих вопросах многократно усилится, а ущерб, наносимый хакерскими атаками клиентам и обществу в целом, заметно снизится. История с Marriott — это хороший урок для многих компаний, а заодно и повод крепко задуматься, как бы они действовали в случае столь масштабной утечки данных.

Об авторах

Шиварам Раджгопал (Shivaram Rajgopal) — преподаватель бухгалтерского учета и аудита, заместитель декана по исследованиям Школы бизнеса Колумбийского университета.

Бугра Гезер (Bugra Gezer) — основатель и президент Cyber Rate L.L.C.