Торгово-развлекательный банк

Торгово-развлекательный банк
|3 февраля 2020| Юлия Фуколова

В России бум экосистем. Крупные компании развивают собственные цифровые платформы и предлагают клиентам все больше дополнительных услуг. В отличие от других стран, в России в строительстве экосистем очень активны банки, и здесь уже появились два лидера – Сбербанк и группа «Тинькофф». Каждый из них строит собственную уникальную модель экосистемы.

К 2025 году более 30% мировой экономической активности будут обеспечивать цифровые платформы — такой вывод сделали исследователи McKinsey. Многие компании больше не строят бизнес в одиночку — они становятся, скорее, дирижерами экосистем.

Экосистемы появились в мире давно, только раньше они объединяли производителей и поставщиков, а лет 10 назад стали выстраиваться вокруг технологических платформ. Компании накопили огромную пользовательскую базу данных и поняли, что ее можно монетизировать, предлагая людям новые услуги. Построением экосистем активно занимаются технологические гиганты. Например, китайская Tencent сделала ядром мессенджер WeChat, Amazon и Alibaba построили экосистему вокруг интернет-­магазина, Google — вокруг поисковика.

Экосистема не только приносит дополнительный доход компаниям, но и дает выгоды пользователям. Во-первых, комфорт — благодаря единой авторизации не нужно запоминать десятки паролей и вбивать номера кредитных карт. Во-вторых, возможность получить все нужное в одном месте. Алгоритмы экосистемы могут предугадывать потребности пользователя и экономить его время на поиск товаров и услуг. Наконец, люди тратят меньше денег, поскольку компании привлекают клиентов скидками и бонусами.

В мире пока не существует отработанной модели построения экосистем, поэтому, как говорит глава SberХ (подразделение, отвечающее за развитие экосистемы Сбербанка) Андрей Ванин, «все развиваются с чистого листа — не только мы наблюдаем за зарубежными игроками, но и они за нами». В России экосистемы строят не только ИТ-гиганты, такие как Яндекс и Mail.ru Group, но и финансовые организации. У банков есть серьезный мотив: они вынуждены конкурировать с технологическими компаниями, которые успешно внедряют систему платежей. Первым экосистемой занялся Сбербанк, потом и другие игроки. Группа «Тинькофф» недавно вывела на рынок суперприложение с целым спектром встроенных услуг, о запуске подобного приложения думают в ВТБ.

Развивая свои экосистемы, Сбербанк и «Тинькофф» по-разному привлекают партнеров, монетизируют услуги и выстраивают систему управления. «HBR Россия» изучил опыт обеих компаний.

Большой и зеленый

Когда Андрею Ванину предложили возглавить SberX, он задал правлению Сбербанка вопрос: «Какие вызовы вы видите?» «Мне ответили, что один из главных вызовов  — технологический. Но я не согласился, — рассказывает Ванин. — Технологии важны, но основа экосистемы — люди и коммуникации. Если не налажены горизонтальные связи, сотрудники будут работать как в колодце и никакую экосистему не построишь».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/822038

2020-02-03T08:36:31.656+03:00

Wed, 05 Feb 2020 17:14:37 GMT

Торгово-развлекательный банк

Как управлять экосистемой: опыт российских банков

Инновации / Тренды

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/x/15fdb9/original-1hou.png

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия