Как измерить цифровую экономику | Harvard Business Review Russia
Тренды

Как измерить цифровую экономику

Авинаш Коллис , Эрик Бриньолфссон
Как измерить цифровую экономику
Иллюстрация: Nick Smith

Представьте, что мы предложили вам сделку: мы платим вам $10, а вы на месяц отказываетесь от поисковика Google. Не согласны? Как насчет $100? Или, скажем, $1 тыс.? А за какую сумму вы согласитесь отказаться от доступа к «Википедии»? Ваш ответ помог бы нам подсчитать ценность цифровой экономики.

В 2018 году американцы тратили в среднем по 6,3 часа в сутки на цифровые источники информации и средства общения — не только на Google и «Википедию», но и на соцсети, онлайн-курсы, интерактивные карты, мессенджеры, видеоконференции, музыку, приложения в смартфоне и прочие сервисы. Цифровые продукты и услуги занимают все более важное место в нашей жизни, но почти никогда не учитываются в официальных показателях состояния экономики, таких как ВВП и производительность труда (то есть ВВП за рабочий час). Мы расширяем свои музыкальные горизонты, путешествуем по навигатору, общаемся с друзьями и коллегами по самым разным каналам и пользуемся достижениями прогресса, которые еще 40 лет назад сочли бы фантастикой. Но при взгляде на данные ВВП начинает казаться, будто никакой цифровой революции никогда не было. Доля информационного сектора в ВВП с 1980-х годов растет на смехотворные 4—5% в год, а пик роста в 2018 году составил всего 5,5%. Перефразируя экономиста Роберта Солоу, можно сказать, что цифровой век заметен повсюду, кроме статистики ВВП.

Причина недопредставленности цифровых продуктов в статистике проста: при расчете ВВП учитываются лишь те товары и услуги, за которые люди платят. Если цена какого-то продукта равна нулю, значит, и его вклад в ВВП будет нулевым; исключения здесь весьма редки. Однако бесплатные интерактивные карты и «Википедия» приносят большинству из нас гораздо больше пользы, чем их бумажные предшественники.

Руководители государств ориентируются на данные ВВП, принимая решения об инвестициях в самые разные сферы, от инфраструктуры и научных разработок до образования и кибербезопасности. Регуляторы учитывают эти данные при разработке политик, касающихся деятельности технологических компаний и других организаций. Колоссальная недооценка преимуществ цифровизации ведет к тому, что все эти решения и политики принимаются без глубокого понимания реальности.

Чтобы эффективно управлять цифровой экономикой, нужно уметь точно оценивать стоимость бесплатных цифровых продуктов и услуг. Для этого мы и разработали методику, позволяющую подсчитать не только суммы, которые потребители тратят на цифровую продукцию, но и выгоду, которую они от нее получают. А эта неучтенная выгода очень велика. Так, наше исследование, проведенное совместно с Феликсом Эггерсом из Гронингенского университета, показало: неучтенная ценность, созданная с 2004 года одной лишь сетью Facebook, составляет $225 млрд.

Оценка неучтенной выгоды от бесплатных товаров — задача не новая. Достаточно вспомнить предыдущие волны инноваций, вызвавшие к жизни бесплатные или почти бесплатные предложения: антибиотики, радио, телевидение — все это, безусловно, обладало огромной ценностью для потребителей. Учитывая стремительный рост числа цифровых продуктов и услуг в экономике, необходимость решить эту задачу сегодня стоит особенно остро.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему стоит «давать взаймы» своих лучших людей
Джон Будро,  Дэвид Крилман,  Равин Есутхасан