Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее | Harvard Business Review Russia
Тренды

Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее

Скотт Беринато
Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее
Фото: C D-X / Unsplash

Алекс Эдманс из Лондонской школы бизнеса вместе с тремя соавторами собрал данные о среднем показателе «оптимизма» песен, выбираемых на платформе Spotify слушателями из 40 стран. Затем исследователи сравнили эти данные с показателями фондового рынка каждой страны за тот же период. Они хотели узнать, есть ли корреляция между настроением, которое отражает выбранная музыка, и финансовыми результатами. Оказалось, есть. Вывод? Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее. Профессор Эдманс, защищайте свою идею! 

Эдманс: Убедительные результаты получены на выборке из 58 тыс. песен, в совокупности набравших 500 млрд прослушиваний. Мои соавторы Адриан Фернандес-Перес и Иван Индриаван из Новой Зеландии, Александр Гарель из французской бизнес-школы Audencia и я смотрели на индекс «веселости» песен, прослушанных в каждой из 40 стран. Мы сопоставили его с индексами фондовых рынков этих стран. Корреляция позитивности треков и курса акций оказалась значительной. Вначале мы собрали данные только по США и думали, что такой результат может быть случайностью. Но когда добавилось еще 39 стран, результаты оказались такими же. Аналогичный эффект обнаружился и у ПИФов: радостная музыка имела прямую связь с притоком средств. Мы даже посмотрели на стоимость гособлигаций, которая должна была пойти в обратном направлении. Оптимистично настроенные люди должны покупать меньше облигаций, потому что по сравнению с акциями их риски ниже. То есть позитив приводит к падению рыночной цены облигаций. И в тех странах, где слушали радостные песни, так и происходило.

HBR: А зачем вообще это исследовать? Вы хотели нащупать биржевую стратегию? Я согласен, это выглядит как дурацкий эксперимент, но мы пытаемся найти ответ на серьезный экономический вопрос: обусловлены ли движения рынка фундаментальными факторами или эмоциями? Согласно гипотезе эффективного рынка, на доходность акций влияют только существенные факторы, такие как процентные ставки и показатели безработицы. Музыка к ним не относится, и потому мы решили зайти с этой стороны. 

Мне кажется очевидным, что настроение влияет на решения, в том числе связанные с инвестициями. Неужели есть экономисты, которые говорят, что это не так? 

Да, есть. Экономисты признают, что некоторые инвесторы ведут себя иррационально. Но они сказали бы, что на каждого инвестора, чьи сделки зависят от настроения, находится противодействующая сила из хладнокровных профессиональных инвесторов, которые торгуют противоположным образом и уравновешивают ситуацию. Поэтому в целом рынки рациональны. Так думают не только теоретики рыночного рационализма, но и многие практики. Вот почему в последнее время так популярно пассивное индексное инвестирование: оно строится на вере в то, что рынок в среднем эффективен, поэтому его невозможно обыграть.

Откуда вы знаете, что именно настроение (находящее отражение в выборе музыки) влияет на рынок, а не рынок влияет на настроение? 

Обратной причинно-следственной связи быть не может, ведь мы обнаружили, что сегодняшняя радостная музыка приводит к завтрашнему повышению средней цены акций.

Ладно, а как насчет других факторов? 

Мы учли все мыслимые факторы, потенциально влияющие на рыночную доходность: волатильность, макроэкономическую политику, показатели мирового рынка и т. д. Данные были собраны частично до, а частично во время пандемии, и мы использовали это для дополнительной проверки. В некоторых странах шортинг (заем переоцененных, по мнению брокера, акций, их продажа, а затем выкуп по более низкой цене и возврат владельцу) периодически был под запретом во время кризиса, поэтому завзятые рационалисты не могли противодействовать фактору настроения. В таких случаях мы предполагали еще более сильную связь между музыкой и рынком, и мы ее увидели.

Есть ведь и другие исследования, показывающие, что настроения влияют на инвестиции?

советуем прочитать

Об авторе

Скотт Беринато (Scott Berinato) — старший редактор HBR.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Курс на стабильность
Егор Ворогушин
Притча о кресте
Шеберстов Федор