Инновации/Тренды

Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех

Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех

26 января 2018|Андрей Лукашевич

Если в 2017 году вы что-то слышали про фудтех, но до сих пор не знали, что это такое, — самое время разобраться. Есть основания полагать, что в ближайшем будущем рынок фудтеха станет лакомым куском для инвесторов, а его сервисы изменят повседневную жизнь в городах.

Фудтех (от английского foodtech) — это интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. К миру фудтеха относятся сервисы доставки из ресторанов, заказа продуктовых конструкторов, заказов на вынос (take away), заказа столиков в онлайне. Почему это важно? Потому что едят все. И очевидно, что инновации в удовлетворении одной из базовых человеческих потребностей рано или поздно изменят традиционный подход к приему пищи.

Доставка в мире

Одно из самых динамично развивающихся направлений фудтеха — службы доставки еды. Foodora, Digifood, Deliveroo, Eat24, Just Eat, Seamless — сервисы с капитализацией в миллиарды долларов и десятками тысяч заказов в день. Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка, по итогам недавнего IPO был оценен в $5.1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. В этой сфере происходит примерно то же самое, что когда-то было с онлайн-сервисами такси, уборки и покупок: сначала ими пользовались смельчаки, сейчас без них невозможно представить жизнь в мегаполисе.

Глобальное развитие индустрии идет рука об руку с изменениями образа жизни поколений Y и Z, в первую очередь, живущими в мегаполисах. Миллениалы и тем более «зеты» — на «ты» с технологиями, привычны к бешеным скоростям и готовы тратить деньги на покупку свободного времени — самого ценного для них ресурса. У этих людей нет устойчивых предпочтений в выборе еды. Они стремятся к комфорту и хотят мгновенно получить желаемое. Зачем копить на собственную машину, если можно воспользоваться приложением и через 10 минут получить такси к подъезду? Зачем захламлять квартиру швабрами, если можно пригласить клининговую службу? Зачем тратить ценные часы жизни на приготовление кастрюли борща, когда можно каждый день в удобное для себя время заказать разную свежую еду?

Самый большой и развитый рынок доставки еды — Великобритания. Крупнейший британский сервис Just Eat обрабатывает 370 тысяч заказов в день, подключен к 75 тысячам ресторанов и обладает прибылью равной 375 млн фунтов. Самое популярное блюдо — бургер. Второй по величине рынок — США. Там крупнейший игрок Grubhub принимает 274 тысяч заказов в день, является партнером 55 тысяч ресторанов и имеет прибыль 493 млн долларов. Любимая еда в США — пицца.

Рынок foodtech в России: в чем отличия?

Российский рынок доставки готовой еды хоть и отстает от западного лет на пять, но растет стремительно. В 2017 году, по некоторым оценкам, он достиг 104,6 млрд рублей. Это рост почти на 17% к 2016 году, и тренд продолжится. Исследования показывают, что этот рынок не проседал даже в период кризиса 2014–2015 годах, а в 2016 году уже показал рост на 5,7%, составив 89,4 млрд руб в стоимостном выражении.

Увеличение рынка связано с повышением интереса к услуге со стороны новых пользователей и тех, для кого это превращается в привычку, и России есть куда расти. Больше всего по инфраструктуре и покупательской способности мы похожи на Турцию, где служба Yemeksepeti принимает 150 тысяч заказов в день и объединяет 10 тысяч ресторанов. В Москве же, например, среднемесячное число заказов Delivery Club составляет 735 тысяч, а количество подключенных к сервису ресторанов на конец 2017 года равно 6 500.

Рост российского рынка зависит от многих факторов. Важную роль здесь играют особенности менталитета. Российская аудитория консервативна: чтобы заказ еды превратился в привычку, должно пройти время. Есть прослойка прогрессивных горожан, которые рады пробовать новинки XXI века, но для большинства доставка еды — по-прежнему скорее повод отдохнуть от рутины и устроить себе небольшой праздник, а не альтернатива ежедневному приготовлению пищи.

Российская аудитория отличается и тем, что для нас поход в ресторан — всегда нечто большее, чем просто повод поесть. Основные причины питания «вне дома» — возможность провести время с друзьями/семьей или побаловать себя. Несмотря на то, что гостей в ресторанах давно не встречают по одежке, для кого-то выбор заведения все еще может указывать на социальный статус. Более того, в маленьких городах нет проблемы больших расстояний — полгорода можно объехать за десять минут и много заведений находятся в пешей доступности.

Сервис, который доставляет

Своевременная доставка еды требует безупречной системы логистики и клиентского обслуживания. Именно поэтому сервисы запускают собственные службы доставки, сами нанимают и обучают курьеров, следят за качеством их работы. Например, Delivery Club запустил курьерскую службу Delivery Express в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Казани с доставкой заказа за 45 минут — почти в два раза быстрее средней скорости доставки по стране, которая составляет более 80 минут.

Наличие собственной логистической платформы у Delivery Club помогает существенно увеличить набор ресторанов, представленных в сервисе и значительно улучшить клиентский опыт. Собственная отлаженная служба доставки у агрегатора повышает возвращаемость клиента в 3-4 раза, через полгода 20% из них становятся полностью лояльными, делая по 3 заказа в месяц. При этом рестораны получают дополнительный поток выручки, которого у них ранее не было.

Для заведений общественного питания доставка — побочный бизнес. Создавая подобный сервис, рестораны часто хотят покрыть операционные издержки уже с первого заказа. В результате пользователь сталкивается с тем, что почти у каждого заведения есть минимальная сумма заказа. При этом рестораны в первую очередь сосредотачиваются на качестве еды, а не на работе курьеров. Результат — часть владельцев кафе и ресторанов живут без доставки. Ситуация, которую сложно представить на развитых рынках, где заказ еды навынос или просто доставка на дом — обыкновенное дело.

Работа с сервисами доставки открывает ресторанам дополнительные возможности. Клиенту бесплатно доставляют еду и гарантируют время получения. Рестораны же получают безвозмездный доступ к маркетинговым возможностям доставщика. Сервис может привести клиента к заказу через поисковый запрос: если тот ищет «Цезарь», то присутствие ресторана на дополнительной площадке повышает шанс, что человек увидит его в выдаче и сделает заказ именно там. Ресторан может создать более простое и бюджетное меню для доставки, а его кухня будет приносить деньги, даже когда зал пуст. Более того, он освобожден от фиксированных издержек — оплата производится только за конкретный заказ.

Чего ждать в будущем

И напоследок о будущем. Фудтех в России ожидает бум по мере того, как люди будут все больше привыкать к удобству технологий. Из ярких трендов можно выделить следующие.

Большие данные. Фудтех — это технологии, и ценность тех же сервисов доставки — в эксклюзивных больших данных, на основе которых можно приходить к умозаключениям ценой в бизнес. Такими данными могут обладать только компании с большими объемами заказов. Например, серьезным барьером для рынка доставки является узкое предложение ресторанов в спальных районах (в основном, пицца и суши). Открытие новых ресторанных проектов с более разнообразным предложением требует капитальных издержек, которые могут еще и не окупиться. Тут приходит на помощь big data. Анализ данных дает возможность получить сведения о распределении спроса и предложения в каждом конкретном районе. С их помощью можно прогнозировать наиболее удачное место для нового ресторана, или кухни, ориентированной только на доставку. Кстати, стоимость открытия и работы такой кухни меньше, а значит ресторанам проще достигать окупаемости и масштабировать бизнес в новом формате. Такой формат сейчас популярен на Западе — фабрики-кухни без посадочных мест и официантов в ближайшие годы станут активно открываться и в России.

Разнообразие придет в спальные районы. Действительность такова, что сегодня в спальных районах можно заказать только еду из сетевых ресторанов, в основном пиццу и суши, которые сложно назвать едой на каждый день. Если в центре проблем с выбором блюд нет, то по мере удаления от Садового кольца ассортимент сужается. Конверсия в центре выше в 2,5 раза, а в «спальниках» люди часто не возвращаются, потому что не находят то, что хотят. Поэтому сервисы вынуждены будут создавать возможность заказывать в спальных районах ту еду, которой сейчас там нет, — но не за счет доставки из центра, а за счет появления этих ресторанов в спальных районах. Тут и приходят на помощь кухни, о которых говорилось выше.

Доставка шагнет в регионы. В ближайшие годы сервисы доставки еды будут вкладывать немалые бюджеты в развитие спроса в массовом сегменте и в регионах. Формирование регионального foodtech-рынка заставит предпринимателей внедрять маркетинговые инструменты, направленные на преодоление локальных барьеров, таких как заказ еды только по праздникам и т.д. При этом развитие фудтеха в регионах может пойти своим путем с оглядкой именно на локальные особенности рынка. Хороший пример — рынок такси в регионах, который развивался как альтернатива общественному транспорту: это было удобнее и выгоднее по деньгам (расстояния маленькие, тарифы невысокие). По схожей логике рынок доставки еды в регионах может стать альтернативой походу в магазин за продуктами.

Люди будут готовить все реже. Разнообразие выбора, возможность заказывать из новых ресторанов — это еще один вектор развития сервиса доставки. Особенно в больших городах и особенно для молодого поколения. Так получилось, что услуги по доставке еды изначально состояли из предложений пиццы и суши. Какое-то время это было барьером для восприятия сервисов как доставки разнообразной еды, которой можно питаться каждый день. Тем не менее, мы видим рост интереса к простой пище на каждый день — бургерам, плову, салатам и закускам. Люди все чаще заказывают еду, которую обычно готовили дома: борщ, котлеты, жареную картошку. Разнообразие еды по доступным ценам с доставкой в 45 минут может привести к тому, что люди станут готовить дома все реже, предпочитая потратить это время на саморазвитие или провести время с близкими.

Сервис станет еще лучше. Есть операционные сложности в обеспечении единого качества сервиса. Это то, что сопровождает любой сервис на стыке онлайна и офлайна. Задача лидеров рынка — минимизировать неприятные моменты, чтобы задержки не вызывали у людей негативной реакции и не влияли на восприятие услуги в целом. Компании будут улучшать качество сервиса — в каких-то случаях отменять минимальную сумму заказа, соблюдать время доставки и улучшать качество упаковки. Кстати, быстрота доставки имеет меньшее значение, чем точность — для клиента не очень существенна разница между временем доставки в 45 и 60 минут, главное — доставить вовремя.

Доставят не только из ресторанов. Благодаря сервисам доставки еды будет активно развиваться сотрудничество не только с ресторанами, но и с продуктовыми магазинами и рынками. Например, Delivery Club уже доставляет продукты с Даниловского, Рогожского и Дорогомиловского рынков. Помимо этого, могут появляться интересные варианты синергии сервиса по доставке еды с другими услугами. Из того, что уже существует у нас, отмечу услугу заказа еды на вынос из 150 ресторанов Москвы. Из того, о чем можно помечтать, — заказ уборки и продуктовой корзины на неделю, или персональная консьерж-служба, когда домой вы едете с ужином, который водитель забрал, воспользовавшись услугой take away перед тем, как встретить вас.

Об авторе. Андрей Лукашевич — управляющий директор Delivery Club.