Путеводитель по будущему | Harvard Business Review Russia
Тренды

Путеводитель по будущему

Марина Иванющенкова
Путеводитель по будущему

Несколько лет назад мы с друзьями путешествовали по Андалусии и сделали приличный крюк, чтобы заехать в Палос-де-ла-Фронтера. Название этого городка на юге Испании, скорее всего, ни о чем не говорит большинству людей. Но именно отсюда в конце XV века началась первая экспедиция Христофора Колумба, благодаря которой он открыл Новый Свет.

В бухту Палоса мы приехали, чтобы посмотреть на точные копии трех кораблей мореплавателя. И были потрясены увиденным. Длина самой большой каравеллы Santa Maria — около 20 метров, а Niña и вовсе выглядит как скорлупка. Храбрость людей, которые отправились в путешествие на этих суденышках, вызывает удивление и восхищение. Девять недель в пути, тысячи километров сквозь непогоду, без твердой уверенности, что когда-нибудь увидишь землю, — это потрясающий пример настойчивости и умения не пасовать перед лицом неизвестности, в том числе для нас, людей XXI века.

Неопределенность в нашей жизни нарастает, особенно последние два года. Как говорит старший партнер BCG Мартин Ривз, предположить сегодня, что будет лет через пять, практически невозможно. И это еще оптимистичный взгляд на вещи — ситуация с коронавирусом меняется настолько стремительно, что смелым можно считать прогноз с горизонтом в год. Однако даже в таких условиях бизнесу, чтобы выжить, необходимо разрабатывать стратегию дальнейших действий.

Первый номер года редакция «HBR Россия» традиционно посвящает самым важным трендам в менеджменте — мы рассказываем об идеях, которые помогают лидерам подготовиться к будущему. Сегодня базовое условие для развития бизнеса — забота о благополучии сотрудников. Как пишет профессор НИУ ВШЭ Сергей Филонович, это поможет людям жить полной жизнью, а компаниям — добиваться роста. Очень важна корпоративная культура, в которой рождаются и расцветают инновации, — о поддержании предпринимательского духа в организации рассказывает генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина. Сотрудники компании, нацеленной на будущее, должны разделять ее миссию и ценности. Кэрол Томе, которая возглавила UPS в начале пандемии, первым делом определила цели организации. Понимание, ради чего работает компания, повысило мотивацию персонала.

Пандемия лишний раз показала, что настоящее и будущее бизнеса тесно связаны с глобальными проблемами человечества. Например, тема устойчивого развития еще недавно была лишь данью моде для многих компаний, а сейчас все больше организаций включаются в решение социальных, экологических и экономических проблем. Понятие «этичный бизнес» уже не воспринимается как нечто эфемерное и не присущее миру капитала. О том, как создать компанию, где люди проявляют свои лучшие моральные качества, читайте в номере.

Организации, которые хотят жить долго и счастливо, должны быть гибкими и быстрыми. Об опыте корпоративных и личных трансформаций мы будем рассказывать в нашем специальном проекте «Менеджмент будущего» на сайте hbr-russia.ru. Мы начинаем большой разговор о том, что меняется в отраслях, компаниях и потребительском поведении, как разрабатывать стратегию и перестраивать бизнес, каким должен быть офис в эру гибридной работы, как управлять инновациями и повышать личную эффективность. Надеемся, что этот спецпроект, как и другие материалы журнала и сайта, станет для вас надежным компасом на пути в неизведанное.

советуем прочитать

Об авторе

Марина Иванющенкова — главный редактор «Harvard Business Review Россия».

советуем прочитать
Так красен ли долг платежом?
Александр Лазуткин