Идейный подход: как сделать сотрудников инноваторами | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Идейный подход: как сделать
сотрудников инноваторами

Что нужно, чтобы заразить сотрудников крупной организации духом инноваций

Автор: Камалини Рамдас

Идейный подход: как сделать сотрудников инноваторами
Фото: Eric Ward / Unsplash

читайте также

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях

Ариан Олье-Малатерр,  Нэнси Ротбард

Восемь основных качеств успешных лидеров

Ребекка Найт

Научитесь быть харизматичным

Скотт Эдингер

Хотите создать компанию? Не упустите момент...

Вассерман Ноам

Чем крупнее организация, тем сложнее внедрять инновационный подход. Во-первых, громадные отделы исследований и разработок в таких компаниях, хоть и тратят значительный объем корпоративных денежных средств на развитие (в том числе на исследования) и состоят исключительно из высококлассных инженеров и дизайнеров, далеко не всегда способны охватить все наиболее интересные инновации. Во-вторых, менеджерам корпораций чрезвычайно трудно находить идеи и выбирать лучшее из всего, что им предлагается.

Чтобы преуспеть в инновациях, необходима такая корпоративная культура, в которой каждый сотрудник компании находится в постоянном поиске идей. Я люблю представлять инновационную организацию в виде огромного морского анемона с тысячами щупалец, которые постоянно сканируют среду и работают сообща, чтобы получить лучшие перспективы в процессе разработки идей. Однако это возможно только в том случае, когда каждое щупальце точно знает, что ему нужно среди всей проплывающей мимо «флоры и фауны».

В подлинно инновационной культуре руководители должны следить за тем, чтобы у каждого сотрудника было ясное понимание и ощущение собственной значимости. Это помогает находить усиливающие работу организации идеи и управлять их разработкой. Но как это выглядит на практике?

Индийская офтальмологическая сеть Aravind — одна из крупнейших в мире: она обслуживает более 3 млн пациентов ежегодно. Сеть состоит из десяти больниц, более 50 глазных центров, расположенных в сельской местности, и сотен мобильных клиник, которые работают каждый год в Индии в формате передвижных медицинских лагерей. В центрах Aravind в сельской местности врачи из городских больниц осматривают пациентов с помощью недорогого сервиса телемедицины. В каждом таком зрительном центре работают две молодые женщины — каждая с университетским дипломом и несколькими годами опыта работы в Aravind. Именно они выполняют необходимые обследования и осуществляют медицинскую консультацию дистанционно.

Важная часть осмотра — снимок глазного дна. Сетчатку глаза фотографируют и получают качественное изображение с помощью крохотной лампы, в которую вмонтирована камера с увеличивающей линзой. Фокусировать глаз для такого снимка сложно. Посетитель клиники Aravind мимоходом заметил, что гораздо удобнее было бы записывать видео, а потом разбирать его по кадрам, чтобы получить необходимое изображение. Эту простую, но эффективную идею сразу же взяли на вооружение: следствием внедрения такого метода съемки стало резкое улучшение качества услуг без дополнительных затрат.

В Aravind каждый сотрудник постоянно ищет способы улучшить медицинские услуги за счет постепенных изменений или в результате радикального сдвига. Если сотрудники не уверены, что что-то сработает, они тестируют идею в безопасных для пациентов условиях. Много ли можно назвать медицинских организаций, внедряющих свои инновационные идеи с помощью младшего персонала?

В больнице в Пудучерри сотрудник регистратуры использует два монитора, на которых отражается одна и та же информация. Второй монитор — для пациента, чтобы он мог проверить, правильно ли вносятся его персональные данные. Таким образом обеспечивается надлежащее документирование важнейшей информации о пациентах — например, телефонных номеров для экстренной связи. Авторы этого нововведения вдохновлялись системе, которую применяло индийское правительство для биометрической регистрации.

Некоторое время назад я посетила Aravind и первым делом узнала подробности о хирургических операциях, проводимых с использованием самых революционных в мире инновационных решений. Врачи Aravind действуют эффективнее остальных, поскольку им помогают выпускники университетов, выполняющие всю работу, не требующую квалификации и опыта хирурга.

Они предложили мне поделиться с ними новой идеей, и я описала им концепцию совместного оказания услуг, которая успешно использовалась в США в некоторых медицинских клиниках. Суть ее заключается в том, что тот, кто оказывает услуги, контактирует с пациентом, но в присутствии других пациентов.

Совместное оказание услуг могло бы кардинально изменить действующую модель Aravind, и это предложение, пришедшее извне этой организации, оказалось кстати. Aravind захотела опробовать такой метод.

Такое упражнение оказалось потрясающим средством для восприятия новой информации. Я наблюдала за совместной консультацией, когда эксперт встречался с десятью пациентами с глаукомой. Эта болезнь может привести к безвозвратной потере зрения в случае неправильного лечения. Ее развитие можно остановить, если каждый день применять глазные капли, однако многие пациенты попросту забывают это делать. Коротко представившись, консультант обратился к каждому пациенту по очереди, спрашивая откуда он и есть ли у него или нее вопросы. Шестой пациент полез в свою сумку и, достав оттуда какие-то глазные капли, задал вопрос о них. В тот же самый момент следующий за ним пациент тоже вытащил коробку с другими глазными каплями из кармана и обратился со своим вопросом. Восьмой пациент, пожилая женщина, сказала, что страдает глаукомой уже 20 лет. Один из присутствовавших практически спрыгнул со своего стула и выпалил: «Вы можете видеть?» Она сказала: «Да, потому что я использовала глазные капли дважды в день на протяжении 20 лет». Подобное обсуждение пациентами эффективности использования глазных капель, по всей видимости, сильнее повлияло на поведение людей и дало пациентам хороший стимул к лечению, что было намного эффективнее, чем рекомендация, данная пациенту на личной консультации в закрытом кабинете.

Подобного рода эксперименты — это стандартная практика в Aravind. Топ-менеджеры ежемесячно проводят телеконференции со всеми больницами, в ходе которых сотрудники предлагают новаторские идеи, которые у них появились, и решают, что делать с ними в дальнейшем. Это достаточно простой, но высокоэффективный процесс для создания и поддержания корпоративной культуры, в которой каждый человек — инноватор.

Об авторе. Камалини Рамдас (Kamalini Ramdas) — профессор менеджмента в Лондонской школе бизнеса.