Запуск интернет-магазина для B2B-клиентов: пять уроков от «Северстали» | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Запуск интернет-магазина для B2B-клиентов: пять уроков
от «Северстали»

Как запустить интернет-магазин для B2B-продаж

Автор: Виктор Романовский

Запуск интернет-магазина для B2B-клиентов: пять уроков от «Северстали»
Фото: Glenn Carstens-Peters / Unsplash

читайте также

«Я ухожу»: почему ваши сотрудники произносят эту фразу

Марк Болино,  Энтони Клотц

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

«Значение этих приемов только возрастает»

Спасти экономику от экономистов

Коуз Рональд

Онлайн-покупки стали настолько обыденным делом, что многие уже и не помнят, как раньше приобретали товары. Компании из B2B-сектора стараются не отставать от тренда и активно развивают собственные электронные торговые площадки. И если еще несколько лет назад это была в большей степени дань моде, сейчас развитие онлайн-торговли — актуальный ответ на растущие потребности клиента. «Северсталь» занимается продажами через собственный интернет-магазин уже третий год. Вот пять уроков из нашего опыта, которые могут пригодиться другим компаниям, планирующим выход в онлайн.

Урок №1: не бойтесь пробовать новое для вашей отрасли

Еще несколько лет назад мало кто осмелился бы подумать, что в такой консервативной отрасли, как металлургия, начнется массовый запуск интернет-магазинов. Казалось бы, зачем создавать еще один канал продаж, если есть разветвленная дистрибуционная сеть, менеджеры по продажам, долгосрочные клиенты? Но если есть желание создать преимущества для существующих и потенциальных потребителей продукции за счет сокращения затрат, новых возможностей и ускорения бизнес-процессов в течение всего цикла обслуживания клиентов, то торговая онлайн-площадка идеально вписывается в эту концепцию.

В итоге только за первый год полномасштабной работы магазина мы продали порядка 10% (1,3 млн тонн) от общего объема продаж по всей компании, а в 2018 году достигли цели в 2 млн тонн. Можно с уверенностью заявить, что некогда новаторский для отрасли шаг стал весьма успешной историей.

Урок №2: не прыгайте с головой в омут, запускайте продукт поэтапно

В пилотном режиме собственный интернет-магазин компании «Северсталь» открылся в декабре 2016 года, но для большинства клиентов площадка стала доступной спустя несколько месяцев. Магазин запускался в несколько этапов. Сперва тестировался функционал покупки со склада дистрибуционной сети, затем были доработаны личный кабинет и функционал заказа продукции на производстве. Наш опыт показывает, что именно такой поэтапный подход позволяет качественно обеспечить поддержку пользователей во время запуска и минимизировать риски некачественной реализации функционала и ухода клиентов.

Урок №3: чем больше в B2B-магазине будет опций, делающих его user friendly, тем лучше

Клиент B2B-магазина — это обычный человек, который в своей повседневной жизни пользуется различными интернет-сервисами с широким функционалом: доставкой, быстрой обратной связью, push-уведомлениями и т. п. Стараясь не отставать от запросов пользователя, в 2017 году мы представили новую опцию — трекинг, то есть отслеживание статуса доставки продукции. Максимально полная информация о сроках доставки и путях следования продукции позволяет выстроить доверительные отношения с клиентами и минимизировать конфликтные ситуации или недопонимания в случае, например, задержки отправки груза.

Также для удобства клиентов нельзя забывать о таких сервисах, как «обратный звонок», с помощью которого можно оперативно получать консультации по всем интересующим вопросам, и чат-бот для еще более скоростного отслеживания заказов.

Урок №4: находите клиентов с помощью инновационных технологий

По рекомендации «Сколково» мы вышли на разработчиков из Новосибирска, которые создали голосового робота, использующего искусственный интеллект и способного одновременно обзванивать множество клиентов. Следующим нашим шагом в этой экспериментальной разработке стала загрузка в систему робота части старой клиентской базы компаний (более 100 телефонных номеров), которые когда-то с нами работали, но ничего не заказывали последние два-три года.

Всего за несколько часов робот справился с поставленной задачей, так как звонки совершались одновременно по нескольким телефонным линиям. Почти 50% звонков были успешными. После звонка робот выгружал информацию о заинтересовавшихся клиентах для того, чтобы менеджер по продажам «Северстали» связался с ними и предметно обсудил, что они хотят приобрести.

Робот постоянно учится и запоминает новые для системы слова и контекст разговоров. Если диалог прерывается, в следующий раз робот начинает беседу с того же момента, на котором беседа была закончена в прошлый раз. Также он может автоматически понимать похожие по смыслу фразы, что исключает неловкие паузы во время беседы. Ну и, наконец, чтобы максимально очеловечить речь разработчики научили его поддакивать и «угукать».

По нашей оценке, для 60% клиентов сегмента малого и среднего бизнеса в нашей отрасли оптимальная покупка выглядит так: клиент заказывает стандартный металлопрокат и получает его в установленный срок. На фоне бурного развития e-commerce именно такие клиенты в ближайшем будущем будут приобретать металл в интернет-магазинах — быстро, просто и удобно. Опробованная нами технология внедрения робота для поиска клиентов идеально вписывается в описанный тренд, ведь уже завтра люди станут более дорогим и дефицитным ресурсом, а покупки в интернете позволят и клиентам, и нам эти ресурсы использовать эффективно.

Урок №5: не теряйте связь с реальностью

Быть открытым новому и не бояться пробовать технологические новинки жизненно необходимо. Но не менее важно при этом не терять связь с реальностью. Например, продуктивность робота в обзвоне новых клиентов в теории выше по сравнению с обычным специалистом call-центра. Но никогда нельзя быть уверенным на 100%, что на деле все будет работать так, как ты ожидаешь в самом начале. Именно поэтому важно быстро проверять применимость технологии на реальном бизнес-кейсе и по результатам проверки принимать решение о масштабировании проекта или его прекращении.

Допускать ошибки и признавать это на ранних стадиях проекта не страшно. От него можно отказаться или внести изменения и довести до ума. Гораздо губительнее идти до конца, игнорируя ценность минимального жизнеспособного продукта, а на выходе получить лишь многомиллионные расходы в бюджете.

Об авторе. Виктор Романовский — начальник управления по электронной коммерции компании «Северсталь».