Хотите инноваций? Забудьте о свободе | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите инноваций? Забудьте
о свободе

Как жесткие рамки помогают креативности

Авторы: Даан ван Книппенберг , Мурат Таракчи , Огуз Аджар

Хотите инноваций? Забудьте о свободе
Фото: CHRIS STEIN/GETTY IMAGES

читайте также

Новое поколение первопроходцев

Дерек ван Бивер,  Клейтон Кристенсен,  Эфоса Оджомо

Человек, за которым идут в бой

Елена Евграфова

Откажитесь от старых дел

Элизабет Грейс Сондерс

Идеи для тех, кто изменяет мир

Елена Евграфова

Недавние опросы показывают, что основными препятствиями для внедрения инноваций менеджеры считают нормативные ограничения и нехватку ресурсов. Напрашивается вывод, что было бы хорошо устранить все преграды: если избавиться от правил и границ, креативность и инновационность проявятся во всей красе. Наше исследование, однако, такой подход не подкрепляет и свидетельствует о том, что инновации получаются лучше, когда некоторые жесткие условия все же применяются. Мы проанализировали 145 эмпирических исследований на тему влияния ограничительных условий на творчество и инновации и обнаружили, что в разумной мере ограничения идут на пользу — и на индивидуальном уровне, и на уровне команд и организаций. Подавляющее воздействие они оказывают только тогда, когда они слишком сильны.

В качестве простой иллюстрации этого принципа рассмотрим электрокардиограф MAC 400 компании GE Healthcare. С его появлением удалось кардинально повысить уровень доступности медицинского обслуживания в сельской местности. И этот результат был достигнут за счет того, что инженерам GE поставили трудновыполнимые условия: от них требовалось применить самые передовые технологии и разработать такое устройство ЭКГ, чтобы одно исследование на нем стоило не более $1, чтобы оно было ультрапортативно для обслуживания сельских районов (то есть было легким и помещалось в рюкзак) и работало от батареи. Разработчикам дали всего полтора года и очень скромный по стандартам GE бюджет в $500 тыс. Для сравнения: разработка предыдущего подобного устройства обошлась компании в $5,4 млн. Наши исследования позволяют сделать вывод, что успеха удалось достичь не вопреки, а благодаря поставленным преградам. Ограничения могут способствовать инновациям, когда они задают мотивирующую задачу и четкое направление поиска.

Согласно проанализированным нами исследованиям, когда творческий процесс ничем не ограничен, появляется самоуспокоенность, и люди следуют по «пути наименьшего сопротивления», как это называют психологи: интуитивно цепляются за идею, которая приходит на ум, а не инвестируют в разработку более удачных решений. Жесткие условия, напротив, обеспечивают целенаправленность и творческий вызов, который мотивирует искать и собирать информацию из разных источников и генерировать свежие идеи для новых продуктов, услуг или бизнес-процессов.

Получается, руководители могут принять и использовать в своем арсенале различные ограничения. Можно выделить три основные формы. Во-первых, ресурсные требования (время, человеческий капитал, бюджет, избыток денежных средств и доступные материалы). Можно намеренно задавать пределы в инициативах корпоративного предпринимательства, чтобы мотивировать сотрудников быть более изобретательными. Во-вторых, предписанные процедуры — сбор отзывов потребителей и оценка технологических результатов на начальных этапах работы (например, модель бережливого стартапа), рекомендации, как должны взаимодействовать небольшие межфункциональные рабочие группы (эджайл-подходы) или правила мозгового штурма. В-третьих, четкие требования к выходным характеристикам продукта или услуги. Например, как известно, при разработке iPhone 4 бывший дизайнер Apple Джонатан Айв настоял на использовании устойчивого к царапинам алюмосиликатного стекла.

Но руководителю важно отслеживать, когда ограничений становится слишком много. Когда в творческой задаче очень много условий, это сдерживает мотивацию сотрудников. Если пространство творческого поиска слишком сжимается, становится сложнее находить новые взаимосвязи и совершать случайные открытия — и то, и другое очень важно для изобретательства. Следовательно, ключ к развитию творчества и инноваций в вашей организации — умение взвешенно задавать различные типы ограничений.

В Google этот баланс достигается, с одной стороны, тем, что у сотрудников есть достаточно возможностей заниматься интересующими их инновационными проектами (например, посвящать этому 20% рабочего времени), а с другой стороны, применением принципа «творчество любит ограничения» в управлении их инновационной деятельностью. В практике Google — строгие сроки разработки прототипов и серьезные требования к функциональным характеристикам продуктов с точки зрения их применимости на разных устройствах (продукт должен работать на всех устройствах независимо от разрешения экрана), а также размера или времени их загрузки.

Аналогичным образом, рассмотрим InnoCentive — одну из крупнейших в мире краудсорсинговых платформ, которая вводит ограничивающие условия для решения сложных задач в области исследований и разработок. Как отметил бывший генеральный директор Дуэйн Спрэдлин, типичная инновационная задача должна иметь жесткие ограничения выходных характеристик (в форме требований к решению) в сочетании с умеренными вводными условиями (часто временные ограничения в пределах от одного до нескольких месяцев) и абсолютной свободой с точки зрения процесса, в результате которого в коллективе зарождаются идеи.

При разработке взвешенной и действенной системы ограничений мы рекомендуем руководителям учитывать особенности инновационного проекта. Как правило, чем больше нужно новаторского мышления (то есть чем больше необходимо по-настоящему прорывных инноваций для создания новой реальности), тем полезнее смягчать исходные и выходные условия: такие проекты требуют нестандартного соединения различных дисциплин, областей знаний и навыков. Другое правило заключается в том, что в междисциплинарных разработках для управления коммуникацией и координации часто полезно задавать четко определенные ограничения процесса. Для инноваций, требующих как изобретательского мышления, так и междисциплинарного сотрудничества, менеджеры могут искать золотую середину, ослабляя исходные и выходные требования при одновременном ужесточении ограничений процесса. И наоборот, когда ставится цель менее масштабных инноваций с опорой на имеющиеся наработки (например, создается новая версия существующей модели автомобиля), целесообразнее определять границы приемлемых и неприемлемых путей развития и ставить относительно более жесткие временные и бюджетные ограничения.

Мы признаем, что не все ограничения подконтрольны руководителю, некоторые — заведомо данность, например, те, которые налагаются правительственными постановлениями, или не подлежащие обсуждению бюджетные лимиты или сроки. И даже когда есть возможность контролировать условия выполнения проекта, нет никаких гарантий, что сотрудники положительно на них отреагируют. Здесь важно понимать, что одно и то же ограничение может быть истолковано по-разному: как мотивирующий вызов или как досадное препятствие. Именно здесь менеджеры могут мобилизовать свои лидерские способности и использовать возможности коммуникации и обратной связи, чтобы повлиять на восприятие сотрудников. Подавая ограничения как составляющие творческой задачи, менеджеры могут воспитывать положительное отношение к ним и, таким образом, поощрять творчество.

Это особенно важно, потому что не всем сотрудникам это дается просто само по себе. Некоторые новаторы по своей натуре тяготеют к решению сложных проблем и лучше других справляются и даже активизируются в напряженных условиях. В то время как одни сотрудники склонны находить мотивацию в преодолении более серьезных преград, других необходимо убедить, что ограничения задают цель и направление.

Один из способов сделать это — установить «гибкие ограничения»: можно добавить несколько некритичных условий в качестве «желательных» (например, применительно к дизайну или функциональности продукта), а не «обязательных». На подобные нежесткие требования будут откликаться те, кто готов над ними работать, и в то же время они не будут отталкивать тех, кого нарастание сложности обычно пугает.

Менеджеры должны также создать сильный инновационный климат, который бы характеризовался поддержкой инноваций, наличием единого видения и целями, общим стремлением к совершенству и чувством безопасности. Он не только сам по себе способствует инновациям, но и позволяет людям творчески лавировать в более жестких условиях. Сотрудники с большей вероятностью примут ограничения в своих творческих задачах в пространстве открытого общения, совместной работы и поддерживающего руководства и контроля.

В следующий раз, когда вы будете биться над проблемой инноваций, взгляните на структуру имеющихся у вас ограничений. Не нужно связывать с ними свои неудачи — представьте эти сдерживающие факторы в виде творческих задач. Скажите своей команде, что они полезны, поскольку задают цель и направление, и попросите их принять вызов. Вместо того чтобы предоставлять достаточные ресурсы и свободу своим инновационным командам, попробуйте сделать обратное: сократите бюджет, установите более сжатые сроки или назначьте более амбициозные критерии качества.

Об авторах

Огуз Аджар (Oguz A. Acar) — старший лектор в школе бизнеса Касса и член Королевского общества искусств.

Мурат Таракчи (Murat Tarakci) — профессор Роттердамской школы менеджмента в Нидерландах.

Даан ван Книппенберг (Daan van Knippenberg) — руководитель кафедры лидерства Бизнес-колледжа Лебоу при Дрексельском университете и научный руководитель Института стратегического лидерства при Дрексельском университете.