Семь катализаторов технологий для вашего бизнеса

Семь катализаторов технологий для вашего бизнеса
5 марта 2020| Олег Жуков

Очень часто сами по себе технологии повышают эффективность бизнеса незначительно. Но, как показало исследование Oracle «The Adaptable Business», в котором приняли участие 860 HR-директоров и 5,6 тыс. сотрудников компаний со всего мира, вложения в человеческий капитал позволяют повысить отдачу от внедрения технологий в 14 раз — с 4,6% до 64%.

Я хотел бы перечислить семь условий, позволяющих добиться таких результатов, и рассказать об опыте клиентов Oracle, который это подтверждает.

Определите и разъясните цели (+10,1% к эффективности). Видение цифрового будущего зачастую неполно и не доведено до персонала. Даже топ-менеджеры порой не знают о том, какие цели цифровизации на самом деле стоят перед организацией, А ведь именно от них во много зависит, кто и как будет использовать технологии. К примеру, лишь 39% HR-директоров, участвовавших в нашем исследовании, четко могли сформулировать такие цели.

А вот положительный пример: благодаря четко поставленным целям и сплоченности команды оператор Tele2 за два года смог утроить диджитал-аудиторию — с 6 до 22 млн человек. Компания сформулировала стратегию, выбрала технологическую платформу и потратила много усилий на разъяснение своих целей. Открытость руководства и активное общение с сотрудниками облегчают достижение общего цифрового видения. Как показало исследование, ясная стратегия и понятные цели повышают эффективность бизнеса на 10,1%.

Опирайтесь на данные, а не только на опыт (+11,6%). Традиционно при принятии решений руководители компаний полагались на свой опыт. Но в эпоху бесчисленных данных появилась возможность тестировать предположения, обосновывать интуитивные догадки и укрепляться в сделанном выборе на основе проведенного анализа.

Так, в Альфа-Банке команда специалистов по данным смогла повысить релевантность предложений клиентам на 25-40%. На основании накопленных данных и методов машинного обучения в компании строят «модели лучшего» — лучшего продукта для клиента, лучшего канала коммуникаций, поведенческой сегментации и т. д. Однако, только 48% HR-директоров и 38% сотрудников в нашем исследовании подтвердили, что данные принимаются во внимание в их компаниях. Лидеры на своем примере должны продемонстрировать как необходимые навыки обращения с данными, так и правильное отношение к ним. Это даст наибольший выигрыш — плюс 11,6%.

Поощряйте дух предпринимательства (+10,1%). На быстро меняющемся рынке успех компании зависит от скорости принятия решений. Для этого необходимо уметь оценить выгоды, быть готовым взять на себя оправданные риски и не бояться экспериментировать. Иначе говоря, руководители не только высшего, но и среднего звена должны чувствовать, думать и действовать как предприниматели.

Предпринимательской культурой могут похвастаться пока немногие: две трети (69%) опрошенных заявили, что в их компании сотрудники не готовы идти на риск. Это стоит взять на заметку, ведь поощрение инициативы улучшает отдачу от ИТ на 10,1%.

Быстро перестраивайтесь (+10,2%). Практически все компании осознают важность гибкости и открытости для адаптации к требованиям рынка — только 3% не придают ей значения. Однако они не стремятся добиться этого на деле: если в качестве индикатора взять удаленную работу, всего 36% планируют развивать это направление в ближайшие три года. Открытость новым методам, моделям и технологиям (например, таким, как свободная занятость для некоторых категорий сотрудников) делает работу компании более производительной еще на 10,2%.

Постоянно учитесь (+6,7%). Рынок труда быстро меняется, и сотрудники обеспокоены тем, что их навыки окажутся невостребованными. Программы обучения помогают не только повысить квалификацию персонала и его уверенность в будущем, но и делают компанию более привлекательной для талантливых специалистов. Подобный подход пока скорее исключение из правил: лишь 36% опрошенных сотрудников согласны с тем, что в их компании возможности развития и карьеры открыты для всех.

Устраните внутренние барьеры (+2,9%). Большинство компаний по-прежнему делятся на многочисленные независимые департаменты, каждый из которых занимается одним направлением. Но такой организационной структуре присущи внутренние барьеры — и только 37% опрошенных сотрудников сообщили об их отсутствии.

К примеру, укоренившиеся культурные различия департаментов HR и финансов в компаниях часто мешают им эффективно использовать данные и аналитику. Но наладив взаимодействие с финансовой функцией, аналитики HR-департамента крупной международной сети гостиниц смогли узнать реальную стоимость найма сотрудников. В результате им удалось улучшить методы привлечения и сохранения ценных сотрудников, не выходя за рамки бюджета.

Проблемы с взаимодействием остаются и внутри команд: свободно обмениваться информацией могут только 40% респондентов. Возможно, эффект от открытого сотрудничества кажется небольшим (всего 2,9%), но это половина от того вклада, который дают собственно технологии.

Обсуждайте и критикуйте (+7,8%). Способность объективно воспринимать, методично изучать и задавать правильные вопросы чрезвычайно важна для организаций в условиях, когда им приходится постоянно тестировать гипотезы, идеи и решения. Для этого нужны не столько технические навыки, сколько критический взгляд и способность к аналитическому мышлению.

К примеру, в МТС считают, что не стоит переводить в цифру все подряд, а нужно найти ей правильное место. В компании пилотировали видеоинтервью для подбора специалистов и выяснили, что такой формат подходит для молодой аудитории, а вот более зрелая в основном не готова говорить на камеру. Робот-рекрутер тоже пригоден только для некоторых направлений подбора, считают в компании.

Замечу, что только треть 34% опрошенных не боятся критически высказываться о принятых в компании процессах.

Цифровая трансформация далеко выходит за рамки ИТ. Внедрение технологий должно сопровождаться изменением корпоративной культуры и повышением квалификации персонала. Перечисленные семь факторов можно использовать в качестве чек-листа, чтобы определить, какие условия необходимо создать в компании для повышения отдачи от внедрения технологий.

Об авторе. Олег Жуков — вице-президент Oracle в России и СНГ.

https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/824562

2020-03-05T17:00:25.844+03:00

Thu, 05 Mar 2020 16:37:00 GMT

Семь катализаторов технологий для вашего бизнеса

Как заставить инвестиции в ИТ работать с полной отдачей

Инновации / Управление инновациями

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/1t/10dymm/original-1b5p.jpeg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия