Корпоративный жук: как распознать лжевизионера

Корпоративный жук: как распознать лжевизионера
|19 марта 2020| Ольга Семенова Роман Кукшинов

Ломехуза (Lomechusa strumosa) — маленькое насекомое, неофициально именуемое «жук-драгдилер». Паразитирует на муравьях, пользуясь их ресурсами, а взамен выделяет своеобразный наркотик, вызывающий у муравьев эйфорию. Появление ломехуз влечет неизбежную гибель муравейника, так как следующие поколения муравьев утрачивают способность эффективно добывать ресурсы, но потребляют их на том же уровне, что и здоровые особи. Со временем ресурсы истощаются, и муравейник погибает.

Некоторые ученые считают, что социальная организация муравьев чем-то похожа на организацию человеческого общества. Было бы любопытно провести аналогии, учитывая, что люди также склонны очаровываться и зачастую падки на разного рода «наркотики».

Нашествие визионеров

VUCA-мир меняется быстро и непредсказуемо, в нем непросто выжить и конкурировать. На эту тему рассуждает огромное количество экспертов: футурологи, экономисты, политологи, специалисты по технологическим и социальным инновациям и многие другие. «Черные лебеди» уже не так редки и становятся практически неотъемлемой частью современного бизнес-пейзажа.

Все это ставит собственников и руководителей компаний в принципиально новую ситуацию. Раньше, чтобы добиться успеха, им было достаточно глубоко понимать свой бизнес. Они демонстрировали высокий уровень критичности по отношению к грядущим переменам, считая их не относящимися к делу. Теперь же многие из них убеждены, что перемены — это серьезно, реально могут подорвать существующий бизнес. А раз так, то собственнику и руководителю нужно во всех трендах разобраться, и может быть, даже возглавить.

Управленческая команда слишком загружена текущей работой (сложные рыночные условия, KPI, рутина) и, как правило, не может ответить на потребности шефа в «видении будущего». Это вынуждает руководителя искать такого человека вовне — среди тех, кто про будущее думает и активно его обсуждает, кто может дать ему точку опоры и представление, что ждет его бизнес (желательно, четкое, красивое и оптимистичное). И такой человек находится. Яркий, подкованный, уверенный, достаточно публичный и харизматичный. Он может нарисовать для компании картинку масштабных перспектив, снабдив ее большим количеством слайдов и схем. Этому человеку всегда есть что сказать на заседаниях правления, и говорит он очень уверенно. Рядом с ним руководитель начинает себя чувствовать намного комфортнее, периодически впадает в эйфорию, но сам, как правило, не в состоянии оценить реалистичность перспектив.

Наблюдая все это, можно с достаточной долей уверенности предположить, что перед вами «корпоративная ломехуза».

Что за зверь

Давайте разберемся, что же это за противоречивая фигура, «корпоративная ломехуза», и чем она может угрожать «муравейнику», то есть компании.

Возможно, что встречали определенный тип коллег, которые занимали достаточно статусные позиции и подчинялись первым лицам или даже собственникам. В легких случаях это были советники по чему-либо (общим вопросам), в запущенных ситуациях «ломехузы» отвечали за стратегию (управление изменениями, исследования, развитие).

Казалось бы, в большинстве бизнесов есть такие направления, они необходимы, и есть люди, их возглавляющие. Как же определить, где поселилась «ломехуза» и как отличить ее от реального стратега?

Можно выделить следующие признаки паразита:

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/825714

2020-03-19T21:04:57.521+03:00

Tue, 27 Oct 2020 06:54:53 GMT

Корпоративный жук: как распознать лжевизионера

Почему руководители верят проходимцам

Инновации / Управление инновациями

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/27/186l3h/original-1l9g.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия