Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития | Harvard Business Review Russia
Управление инновациями

Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития

Филипп Мухин
Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития
Фото: Debby Hudson / Unsplash

В мире начинает появляться новая, но уже четко сформулированная бизнес-потребность: привлекать инновации к корпоративным инициативам устойчивого развития, чтобы стартапы приносили не только прибыль, но и пользу обществу. Сегодня это становится особенно важно, иначе компании рискуют проиграть битву за лояльность и государства, и потребителя. О чем нужно помнить корпорациям, если они планируют действовать в этом направлении.

Зачем встраивать инновации в стратегию устойчивого развития?

Потребители изменились — причем не только в США и Европе, но и в России. Они все чаще выбирают биоразлагаемую упаковку, тару многоразового использования, косметику без тестов на животных и легко отказываются от бренда, если ловят его на лжи, а то и переходят в активное наступление в социальных сетях, генерируя поток негативных отзывов. Об этом говорят и сухие цифры: исследование Accenture 2019 года показало, что 57% опрошенных россиян обращают внимание на прозрачность происхождения продукции, а 40% уже отказывались от бренда из-за его публичного поведения или несоответствия ожидаемым нормам ведения бизнеса.

Быть «неустойчивым» опасно не только с точки зрения сбыта. Для инвесторов устойчивый бизнес равен предсказуемым инвестициям — и это уже не вопрос репутации компании, а реальные финансовые возможности. Но чтобы добиться этого, «философия устойчивости» должна стать сквозной для всех подразделений и бизнес-процессов. Готовы к этому, к сожалению, далеко не все. И, что удивительно, среди «отстающих» оказываются именно инноваторы.

Что не так с инновациями?

Инновации нестабильны по своей сути: они предполагают культуру постоянного экспериментирования, быструю смену приоритетов, непредсказуемые решения. Для крупных компаний, привыкших работать по четко прописанной логике принятия и согласования решений, это становится источником неопределенности, иногда даже хаоса. У молодых команд совсем другая ментальность и степень гибкости: все должно быть быстро, просто, «раз, два и поехали».

Все, кто сталкивался с работой стартапов, поймут, о чем я. Начинаешь работать с проектом, вы о чем-то договариваетесь. Через три дня ты звонишь своему новому партнеру, он не берет трубку, а потом пишет письмо: «Мы уехали в Долину в акселератор, будем через год». Другой забавный случай из моего личного опыта произошел, когда мы как корпорация готовы были немедленно начать работу с перспективным проектом социальной направленности, однако на десятой минуте переговоров выяснилось, что у учредителей банально нет юридического лица и его создание даже не планировалось в ближайшие полгода. Эта, казалось бы, мелочь, мгновенно ставила крест на дальнейшем сотрудничестве, так как делала невозможными все необходимые процедуры, предписанные корпоративными бюрократическими регламентами.

Для корпорации подобная ментальность — источник риска, однако без нее невозможно быстрое внедрение прорывных инноваций, которые могли бы стать источником долгосрочных конкурентных преимуществ. Поэтому компании приходится снижать уровень опасности, умело балансируя между интересами потребителей, государства и технологическим прогрессом.

Инновации и сами по себе создают риски разной природы: в части кибербезопасности, приватности пользователей, соответствия законодательным ограничениям, этики и даже репутации компании. Кто, например, может предсказать, что запущенный в Twitter чат-бот начнет мимикрировать под других пользователей и шокировать аудиторию расистскими шутками? А эта история совершенно реальна.

Чтобы минимизировать такие риски, бизнесу необходимо интегрировать создание инноваций в стратегию устойчивого развития. Конечно, это легче сказать, чем сделать — однако можно предложить ряд практических шагов, которые позволят достичь цели.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Великими продажниками рождаются, но командами становятся
Андрис А.Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример