Ловля блогов в потоке информации | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ловля блогов в
потоке информации

Автор: Соухни Моханбир

читайте также

Как управлять бизнесом в условиях неопределенности

Алексей Праздничных

Естественный интеллект

Дмитрий Фалалеев

Эзопов язык корпоративного мира

Борис Щербаков

Как спастись от выгорания при работе из дома

Ванесса Бонс,  Лора Джурдж

читайте также

Долгое время различия между онлайновыми и традиционными СМИ были сравнительно невелики. Новости в Интернете появлялись чуть быстрее, но в принципе это были те же самые новости, и поставляли их зачастую те же самые люди, которые работали на Time Warner, News Corporation и т. п. К тому же онлайновый контент нередко копировался из традиционных СМИ — телепередач, газет и журналов. И все это оплачивала реклама.

Но с некоторого момента в «первичном бульоне» Интернета начала зарождаться новая модель распространения информации — «блогосфера». Обширная экосистема, включающая миллионы пользовательских веб-журналов (блогов), она децентрализована и никому не подчиняется, но тем не менее оказывает все более заметное влияние на образ мыслей, предпочтения и поведение людей (в том числе покупателей). Именно это отличает блоги от обычных персональных веб-страничек и сближает с традиционными СМИ. В блогосфере появляются собственные системы рейтингов и бизнес-модели, свои лидеры и знаменитости. Учитывая все возрастающую роль блогосферы в развлекательной и информационной сфере, компаниям следует ориентировать на нее свои маркетинговые стратегии.

Правила, действующие в блогосфере, сильно отличаются от тех, что мы наблюдаем в мире традиционных СМИ и интернет-компаний. Здесь, как и в среде поборников программ с открытым кодом, общественное признание значит больше, чем финансовая успешность. Авторами блогов (блоггерами) движет желание поделиться своими идеями и мнениями со всеми, кому это интересно. Блоггеры пользуются авторитетом друг у друга, и это повышает их привлекательность для производителей и продавцов. В то же время блоггеры очень дорожат своей репутацией в сообществе и потому стараются держаться подальше от корпораций. Традиционные СМИ и интернет-компании заинтересованы в бизнесе не меньше, а то и больше, чем бизнес в них. У блоггеров такой заинтересованности нет.

Естественно, поставщики захотят продвигать свой товар через наиболее влиятельные блоги и не подвергаться нападкам со стороны критически настроенных. Но им будет очень трудно проложить правильный курс в этом лабиринте рекламы, контента, диалога и пиара. В блогосфере нет субъекта, который, подобно Мэдисон-авеню в мире бизнеса, осуществлял бы посредничество между рекламодателями и рекламоносителями. Впрочем, ситуация здесь начинает меняться. Многие компании, в том числе Blogdex, Daypop, Slashdot, Technorati и Popdex, уже составляют рейтинги популярности и влиятельности блогов и прочих информационных средств, создаваемых потребителями (см. «Рейтинг блогов»). Появилась и специальная служба Blogads, которая помогает блоггерам продавать рекламу. Для обозначения новой модели бизнеса создан довольно удачный неологизм — «блогономика».

В новой экосистеме маркетологам нужны совершенно иные методы, чем при работе с традиционными рекламоносителями. Прежде всего следует понять, что блогосфера — не просто место для размещения рекламы, но еще и форум. Маркетологам нужно включаться в дискуссии на популярных блогах и вместе со всеми обсуждать свои компании и продукты. Более того, им не мешало бы самим стать блоггерами, чтобы публиковать веб-журналы для своих клиентов. В конце концов можно даже приглашать на корпоративные сайты независимых блоггеров: это создает дополнительные риски, зато расширяет аудиторию и укрепляет доверие потребителей.

Компаниям следовало бы поощрять это движение, а не пытаться установить над ним контроль. Однако, желая оказать влияние на обитателей блогосферы, компании часто действуют очень неуклюже. Между тем гораздо эффективнее было бы завоевать доверие этой публики, открыто делясь с ней информацией и участвуя в обсуждении актуальных, хотя, возможно, не слишком приятных для компании вопросов.

Наконец, нужно учитывать, что блогосфера очень изменчива и аморфна. Специалистам по рекламе следует также стать более динамичными — ведь быстрое развитие технологий и меняющиеся условия контрактов позволяют компаниям оперативно переключаться с одного блога на другой, чтобы постоянно оставаться в поле внимания клиентов.

Новые демократичные информационные каналы не заменят традиционные СМИ полностью, так же как электронная коммерция не вытеснила традиционный бизнес. Тем не менее блогосфера скоро станет полноправной составляющей медиамира и потребует самого пристального внимания специалистов по маркетингу и рекламе. Как написано в книге «Манифест пути» (The Cluetrain Manifesto), «рынки — это разговоры». Блоги — самый «разговорный» из всех жанров СМИ, и бизнес не может позволить себе оставаться в стороне от этих разговоров.