Время сервисов | Большие Идеи

・ Управление инновациями


Время сервисов

Автор: Павлов Сергей

Время сервисов

читайте также

В ловушке: как избежать эмоциональных реакций на критику

Джеймс Детерт,  Итан Буррис

«Люди пытаются понять, как реагировать»

Весь мир — один большой город

www.unhabitat.ogr Сандер/bcg; Элисон Данные:

Просто бизнес, ничего лишнего

Карнаухов Владимир

Может ли информационная ERP-система стать основным препятствием для развития бизнеса? Ведь многие уверены, что обезопасили себя, вложив изрядную сумму в программное обеспечение ведущих производителей. И все же сегодня такие примеры — не редкость.

Главный источник неприятностей «больших» систем, как ни странно, в их цельности. Любая инициатива, требующая внедрения ИТ-решения, будь то оптимизация цепи логистики или реорганизация закупочной деятельности — большой проект. Результатом его должно стать законченное решение. Перед компаниями стоит непростой выбор: воспользоваться стандартными процессами, заложенными в систему производителем, или идти своим путем (что чревато доработками продукта). При этом руководство уверено: внедрив однажды программное решение, можно будет пользоваться им в неизменном виде бесконечно долго. Однако в жизни, как известно, все течет, и вскоре монолитность системы начинает мешать естественной потребности бизнеса идти в ногу со временем. Уже сейчас многие скептически относятся к возможности информационных систем приносить пользу бизнесу. Действительно, «большие» системы исчерпали себя, они все чаще тормозят развитие бизнеса, их время заканчивается.

Но что придет им на смену? Чтобы быть полезными бизнесу, системы должны отвечать некоторым условиям: стать дешевле (за счет массовости), гибче и удобнее. И, что особенно важно, — гораздо более простыми и открытыми при обмене информацией и взаимодействии друг с другом. В идеале их нужно «поставить на поток».

Яркий пример такого подхода — автомобилестроение. Разнообразного и часто обновляемого модельного ряда по приемлемым ценам там добились благодаря унификации компонентов.

Производителям программного обеспечения надо отказаться от монолитности. Системы должны состоять из сервисов. Сервис — элементарная, стандартная бизнес-операция, например проверка кредитного лимита или выписка счета. Информационная система таким образом становится композитной, состоит из набора взаимодействующих фрагментов. В результате вместо «капитального строительства» мы получим модель, собранную с учетом потребностей бизнеса. Компании смогут самостоятельно развивать ИТ-систему, докупая нужные сервисы и программные модули (группы сервисов).

В идеале, если понадобится заменить модуль, отвечающий за бухгалтерию, можно будет приобрести нужное решение без оглядки на поставщика остальных модулей. И без особых усилий адаптировать его в свою ИТ-инфраструктуру.

Еще один аргумент. Установка ИТ-решения — проект, растягивающийся зачастую на долгие годы. Попытка определить наперед с точностью до деталей требования к системе — крайне сложная задача. На обсуждение подробностей с участием множества людей уходит много времени. На самом деле это не что иное, как попытка оградить себя от неожиданностей: роста затрат, срыва сроков выполнения и, конечно, технических ошибок. Но так ли вредна неопределенность, порождаемая самой жизнью? Да и раздутые органы управления дают эффект, обратный желаемому: разношерстные группы либо не принимают решения вообще, либо затрачивают на них неадекватно много времени и усилий. Предусмотреть все и заранее оградить себя от всех ошибок — безнадежная задача. Единственный выход — разбить процесс создания системы на множество этапов и постепенно совершенствовать его на каждом. Но в этом случае определенные свойства необходимо заложить в архитектуру системы еще на стадии проектирования. И самое главное из них — именно модульность.

Как скоро композитные решения заменят нынешние монолитные платформы, покажет будущее. Но для этого и сами компании должны проявлять больше инициативы — это в их интересах. Что касается ведущих производителей ПО и консультантов, то они скорее заинтересованы в сохранении нынешнего положения вещей — им удобней

и выгодней делать бизнес на продаже и обслуживании «больших» целостных систем, претендующих на универсальность в решении проблем бизнеса.