Бизнес в нанокосме | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бизнес
в нанокосме

Автор: Глейзер Раши

читайте также

Готовы ли вы к работе в стартапе?

Бассганг Джеффри

Обновление бизнес-модели: четыре пути

Гиротра Каран,  Нетесин Сергей

Сам себе база данных

Уотсон Ричард

Губернаторы или силовики: кто влияет на бизнес-климат

Научно-технологическая революция, которую может вызвать развитие нанотехнологий, неоднократно становилась предметом дискуссий. В то же время сравнительно мало говорят о том, как сильно нанотехнологии изменят общество, культуру и бизнес. В ближайшие десятилетия жизнь может преобразоваться не меньше, чем в предыдущие годы благодаря развитию информационных технологий, но нам пока трудно представить себе эти перемены.

При обычном производстве продукция создается из сырья. Нанотехнологии позволяют человеку действовать как сама мать-природа — собирать продукты атом за атомом, но в строгом соответствии с планом: каждый атом на своем месте. Этот метод создания объектов (сами они не обязательно должны быть малыми), изменит не только производство, но и дистрибуцию, розничную торговлю и окружающую среду.

Традиционное производство начинается с приобретения крупных активов, значит, оно должно быть масштабным, а экономия на масштабах заставляет строить более крупные, управляемые из единого центра заводы. Если же производство станет «сложением» (сборка продукта атом за атомом), а не «вычитанием» (получение продукта из массы сырья), то и промышленные здания заметно уменьшатся. Фабрика будет состоять из нескольких компактных установок и хранилища планов-чертежей. Ее можно будет построить практически где угодно. На таких заводах производство можно будет увеличивать без затрат, а технологии будут экологически чистыми и безотходными.

Развитие этого направления изменит и общепринятое представление о товарах длительного хранения. Сейчас экономика выпускает продукцию для решения эфемерных задач. Скажем, пластиковая крышечка, которой закрывают чашки кофе в Starbucks, чтобы покупатель не облился горячим напитком, становится ненужной, как только кофе остынет. Благодаря нанотехнологии будут создаваться продукты, которые перестанут существовать после того, как в них отпадет надобность.

Промышленные B2B рынки, скорее всего, первыми возьмут на вооружение эти методы, учитывая стремление производителей снизить издержки по всей цепочке создания стоимости, устранив несколько ее звеньев. Уже сейчас так называемые синтезаторы, сборщики или автоматические фабрикаторы, производящие, например биопротезы, используют нанотехнологический подход. В ближайшие несколько десятилетий могут появиться простые, приспособленные для дома модели этих машин — персональные производственные единицы (ППЕ), которые станут обычной домашней техникой.

Давайте представим себе такой сценарий. Семья накануне вечеринки решает изготовить специальный сервиз. И вот муж и жена садятся за свой семейный ППЕ (это клавиатура, экран и производственная камера с набором атомов для конструирования). С помощью программы они создают проект, вводя команды, и им остается только наблюдать, как атомы в камере собираются в тарелки, чашки и кружки. Поскольку число атомов, необходимых для производства сервиза, в точности соответствует количеству атомов, из которых он состоит, от всех дорогостоящих стадий (добыча или поиск сырья, транспортировка, ликвидация отходов) можно отказаться.

С тех пор как Адам Смит описал основные характеристики рыночной экономики, принято считать, что она держится на специализации: каждый человек производит что-то одно, а потребляет все остальное. В нанокосме, напротив, потребители смогут самостоятельно производить всевозможные готовые продукты. Следовательно, у них появится выбор: покупать товар или сделать его своими силами. Всем нам хорошо известно, насколько компьютеры и интернет способствовали децентрализации и личным достижениям пользователей. Поскольку в нанокосме человек станет еще более самодостаточным, эта тенденция будет доведена до крайности, что приведет к возникновению «экономики Робинзона Крузо».

Радикально изменится нынешняя экономика, в которой главные источники конкурентного преимущества — производственные мощности и материальные активы. Очевидно, это представляет угрозу для множества компаний, предлагающих товары длительного и даже одноразового пользования. Хуже всего придется фирмам, которые предлагают услуги по хранению и логистике или занимаются послепродажным обслуживанием и ремонтом. В итоге способность конечных пользователей самостоятельно делать то, что сейчас делают специализированные предприятия, позволит избавиться от больших сегментов цепочки создания стоимости.

В этих условиях преимущества будут у того, кто лучше поймет нужды потребителя и создаст средства для разработки нанопродуктов. Новая структура будет настраивать меню, поставлять комплектующие, координировать работу, производителя ППЕ, пользователя и поставщиков атомных «кубиков».