Чудеса Али-Бабы | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Чудеса Али-Бабы

О компании, которая постоянно обновляется благодаря алгоритмичес­кому мышлению.

Авторы: Веньяра Амин , Мин Цзэн , Ривз Мартин

Чудеса Али-Бабы

читайте также

По щучьему велению

Мария Божович

Пять принципов эффективных переговоров

Максим Карпов,  Тахир Базаров

Почему «эффективные лидеры» неэффективны

Ребекка Цукер

Как победить страхи, которые блокируют ваши лучшие идеи

Келли Дэвид,  Том

Разве не здорово было бы, если бы у нас был алгоритм, который подсказывал бы нам, что вот сейчас нужна новая бизнес-модель, а чуть позже надо выходить на новый рынок? Но такого алгоритма нет, и вряд ли в обозримом будущем алгоритмы (или искусственный интеллект в любом другом виде) будут давать ответы на столь сложные вопросы стратегичес­кой значимости. Но сейчас формируется нечто не менее интересное: организации начинают применять алгоритмические принципы для час­тых и точных корректировок своих бизнес-моделей, структур, распределения ресурсов — без указаний сверху.

Это многих удивит, но мы видели это, наб­людая за работой интернет-компаний вроде Google, Amazon и Alibaba. Все они научились виртуозно предлагать миллионам клиентов именно то, что отвечает вкусам, интересам или потребностям каждого, автоматически подгоняя свое предложение с помощью получаемых в режиме реального времени данных об их действиях. На самом деле постоянными обновлениями управляют алгоритмы, но ­технологии, на которых эти алгоритмы основаны, — не из сказочного мира, а из нашего, земного; их вполне можно разложить на части, посмотреть, как они работают, и полученные знания применить в других условиях. Именно так и поступили вышеназванные компании.

Мы сначала поговорим о том, как самонас­т­раивающиеся алгоритмы анализируют информацию и учитывают малейшие корректировки в сложной, изменчивой среде. Затем на примере китайской интернет-компании Alibaba посмотрим, как самонастраиваются некоторые организации.

Динамичным рынкам нужно гибкое управление

Прежде чем говорить о самих алгоритмах, подумаем, почему многим компаниям нужен новый подход к стратегии и организации работы.

Развитие технологий за последние годы привело к огромным переменам в отраслях, и теперь никто не знает, что будет завтра. Понятно, почему главы компаний так много говорят о маневренности и способности адаптироваться. Надо уметь управлять предприятиями, имеющими между собой мало общего: зрелыми, стабильно работающими из развитых стран, с одной стороны, и молодыми и непредсказуемыми из развивающихся — с другой; быстро набирающими обороты технологическими стартапами — и стабильно прибыльными, медленно преображающимися фирмами. Чтобы выстоять в этом мире многообразия, компаниям надо формировать стратегию и претворять ее в жизнь с учетом конкретных условий. А поскольку темп изменений возрастает, надо все время перенастраиваться. Управлять валом перемен по старинке, то есть с помощью обычного, вертикального процесса принятия решений, уже нельзя. Механизм предприятия должен обладать способностью самонастраиваться.

То есть компания должна быть маневренной (быстро реагировать на новое), способной адаптироваться (приобретать опыт путем проб и ошибок) и гармонично развитой (находить золотую середину между накоплением нового знания и его практическим применением). В алгоритме самонастройки есть элементы всего перечисленного, но их пропорция меняется сама собой по мере необходимости.

Выбор стратегии — не разовое мероприятие, а процесс: когда меняется конкурентная среда, должна измениться и стратегия. Известно множество историй о «подорванных» старожилах рынка: герои каждой не понимали этого. Самая сложная и изменчивая среда требует самонастройки, то есть постоянной корректировки стратегии.

Для проверки этого тезиса наш коллега Георг Виттенбург с помощью алгоритма «многорукого бандита» создал бизнес-модель и показал, как работают классическая стратегия, адаптационная стратегия и стратегия самонастройки в условиях, напоминающих технологический «подрыв». И в стабильной ситуации, и в изменчивой стратегия самонастройки постоянно обеспечивала самую высокую прибыль.

Хрестоматийный пример — системы рекомендаций Amazon и Netflix. Они используют уже выявленные предпочтения клиентов и одновременно анализируют все то, что может свидетельствовать о новых, и делать это в правильной пропорции. Если постоянно предлагать хорошо известное старое, потребители заскучают, а компания не соберет информацию, которая поможет ей сформировать новые рекомендации. Если же предложения делать главным образом ради того, чтобы сос­тавить более полное представление о вкусах и интересах пользователей, то людям это, скорее всего, не понравится и они перестанут доверять рекомендациям. Чтобы держаться золотой середины, системы рекомендаций постоянно обновляют свои предложения, получая все больше информации о пользователях.

Работа этих алгоритмов основана на трех связанных между собой «фазах обучения».

Эксперименты: вы узнаете, что нужно пользователям. Во-первых, речь идет о формировании новых опций: постоянно растущий банк вариантов — залог жизнеспособности системы. Во-вторых — об экономном тестировании вариантов: надо давать рекомендации, основанные на знании контента и интересов потребителей, но с долей произвольности или «расширения», чтобы не ходить по кругу. В-третьих — об учете интересов пользователя: системы отслеживают частоту нажатий на ссылки, покупки и оценки товаров и таким образом собирают больше информации о его предпочтениях, что позволяет в будущем точнее делать рекомендации.

Регулировка: вы корректируете методы и количество экспериментов. Алгоритмы совершенствуются не просто экспериментируя, но и приноравливая частоту экспериментов к обстановке. Другими словами, ­механизм исследований сам модифицирует себя по ходу дела. С новыми пользователями — чтобы выяснить, что им нравится, а что нет, нужно экспериментировать больше всего. По мере накопления информации можно сбавить темп. Но совсем отказаться от эк­с­периментов нельзя: пользователям надо то и дело подкидывать что-нибудь новенькое.

Влияние: вы формируете предпочтения. Прелесть рекомендательных систем отчасти — в их способности обнаруживать товары и контент, которые иначе вы бы не нашли. Когда система заставляет пользователя переходить по ссылке к продукции новой категории, она заодно и выявляет его интересы, и формирует их. Она играет ту же роль, что и обычная реклама: не только укрепляет уже сложившиеся предпочтения, но и создает новые потребности.

Важно, что все три «фазы обучения» проходят без вмешательства человека. Аналитикам не надо придумывать рекомендации, интерпретировать полученные от пользователей данные, то наращивать, то сбавлять темп экспериментирования и решать, какие новые варианты тестировать на пользователях. И это позволяет самонастраивающимся системам работать с огромной скоростью.

Перестройка бизнеса

По мере взросления для компаний, разработавших алгоритмы самонастройки, все важнее становится проблема выбора: заниматься тем же, что и раньше, или же переориентироваться, причем не только в маркетинге. Поэтому некоторые из них начинают применять новые методы управления и распространять принципы самонастройки на все предприятие.

Чтобы понять, как это происходит, представьте себе компанию как совокупность ­стратегических процессов. На самом верху формулируется концепция: она определяет направление развития бизнеса и его цели. Эту концепцию компания претворяет в жизнь с помощью двух инструментов — бизнес-модели и стратегии, которые обеспечивают ей выгодные позиции на рынке. А помогают бесперебойно работать этим инструментам организационная структура, информационные системы и корпоративная культура компании.

Стратегическая концепция и бизнес-модель — это два столпа, на которых стоит весь бизнес. Обычно их формируют основатели компании, и, однажды доказав свою жизне­с­тойкость, они редко изменяются. Поэтому выстроенные под них оргструктура, системы, процессы и корпоративная культура тоже подолгу существуют в первоначальном виде. Объект экспериментов и инновационной деятельности, как правило, — продукция и услуги, предлагаемые в рамках существующей бизнес-модели, а во всем остальном компания полагается на оправдавший себя рецепт успеха.

Самонастраивающееся предприятие, наоборот, следует эволюционному принципу. Стратегическая концепция, бизнес-модель и сопутствующие им элементы корректируются, как только изменяется бизнес-среда, в ходе трех «фаз обучения». Организация уже не рассмат­ривается как неизменный ­механизм передачи ­информации сверху вниз по инстанциям — теперь она воспринимается как сеть, которая развивается, реагируя на поступающую извне информацию. Чтобы стало ясно, как это происходит в жизни, обратимся к примеру Alibaba.

Alibaba Group работает с 1999 года. Сначала она сделала сайт для мелких китайских производителей из сектора В2В. Постепенно она заметно увеличила количество и направленность своих бизнесов. Сейчас их у группы десять, у нее в штате 27 тысяч сотрудников и более $8 млрд дохода. Она не преуспела бы так на китайском рынке интернет-торговли, если бы постоянно не производила на своих предприятиях регулировку всех уровней. Опыт Alibaba может быть полезен и другим организациям.

Постоянно обновлять стратегическую концепцию. Когда Alibaba только начинала работать, показатель распространения интернета в Китае едва дотягивал до 1%. Все прогнозировали его рост, но предугадать точные цифры не взялся бы никто. Поэтому Alibaba сделала ставку на эксперимент: было решено, что самая правдоподобная на конкретный момент рабочая гипотеза о будущем и будет ее стратегической концепцией. По мере развития рынка руководители компании проводили ревизию концепции, проверяя, насколько жизнь подтверждает их гипотезы, и при необходимости пересматривая их.

Поначалу Alibaba претендовала на роль «интернет-компании, обслуживающей мелких китайских экспортеров». Тогда она сосредоточилась на сайте Alibaba.com, который стал платформой для международной торговли. Но с изменением рынка изменилась и стратегия. Когда объем потребления на внутреннем рынке увеличился в разы, в компании решили пополнить свои предложения для потребителей. В 2003 году открылась торговая интернет-площадка Taobao Marketplace, которая работает по системе С2С — потребитель для потребителя. Затем в Alibaba поняли, что китайским пользователям нужно нечто большее, чем просто сайт, на котором можно покупать и продавать товары. Люди хотели бы, например, быть уверенными в безопасности онлайн-платежей. Поэтому в 2004 году Alibaba создала Alipay — сервис онлайн-платежей. Предоставляя услугу депонирования и систему оценки продавца, Alibaba заложила основы прозрачности и доверия, что ускорило распространение в Китае интернет-торговли. В 2008 году Alibaba снова пришлось менять свою концепцию, чтобы подстегнуть «развитие в Китае экосистемы элект­ронной торговли». Компания стала предлагать больше инфраструктурных услуг: платформу для облачных вычислений, микрофинансирование, платформу для «интеллектуальной» логистики. Не так давно Alibaba ­скорректировала эту концепцию. Намеренно убрав слово «элект­ронной» из новой общей стратегической концепции, компания сформулировала ее так: «Наша задача — ­создать будущую инфраструктуру торговли».

Экспериментируйте с бизнес-моделями. Alibaba никогда не создала бы портфель компаний, работающих буквально на всех цифровых направлениях, если бы с самого начала не предполагала экспериментировать с бизнес-моделью. Однако когда руководство только размышляло, что, может быть, не стоит ограничиваться платформой для В2В интернет-торговли и попробовать открыть Taobao, это вызвало в компании бурные баталии, поскольку такое решение означало бы конкуренцию со всемогущей, казалось бы, eBay. Чтобы не мешать отлаженной работе Alibaba.com, Taobao оформили как независимую компанию с отдельным офисом (в квартире) и финансированием (Alibaba и SoftBank, вложившись поровну, создали совместное предприятие).

На каждом этапе своего развития Alibaba придумывала новые бизнес-модели и каждый бизнес выделяла в отдельную структуру. Протестировав каждый, компания доводила до ума самые перспективные, а менее перспективные закрывала или «приписывала» к себе. Скажем, в 2006 году Alibaba выявила два новых тренда и решила создать два подразделения. Чтобы расширить свое присутствие на растущем В2В-рынке, она разрабатала Taobao Mall, ­платформу, на которой известные бренды могли бы продавать свою продукцию китайским потребителям. Ее назвали Tmall, и эта структура стала важной частью группы. Для второго перспективного направления, ПО как услуга, создали Alisoft, которая, похоже, появилась на рынке слишком рано. Alisoft не удалось придумать ­приложение-приманку, которое привлекло бы пользователей, и в 2009 году ее закрыли.

Способствовало успеху Alibaba и ее умение в зависимости от обстоятельств регулировать темп экспериментов с бизнес-моделью. К примеру, уже через четыре года после открытия Taobao принадлежало более 80% китайского интернет-рынка товаров широкого потребления, а к 2011 году ее признали национальным феноменом. Многие другие компании, став первыми на рынке, восприняли бы свою победу как подтверждение верности выбранного курса и начали бы совершенствовать выигрышную бизнес-модель. Но Alibaba восприняла быстрый рост интернет-аудитории в Китае и все большую опытность пользователей — и потребителей, и ритейлеров — как признак нестабильности рынка и угрозу своей бизнес-модели.

И снова в компании начались споры о том, в каком направлении развиваться и какую модель выстраивать. В другой компании ждали бы команды сверху, но в Alibaba предпочли создать сразу несколько новых подразделений и позволить самому рынку выбрать победителей. В 2011 году сильную Taobao разделили на три независимые компании. Каждая работала согласно своему представлению о будущем интернет-торговли в Китае. Taobao оставила за собой торговые сделки между частными лицами, Tmall — розничную торговлю, а Etao, новое подразделение, — поиск товаров на рынках. Хотя в результате могла бы возобладать любая бизнес-модель, получилось так, что Alibaba создала два преуспевающих предприятия на массовом потребительском рынке (Tmall, захватившую 60% B2В-рынка, и Taobao, лидера торговли между частными лицами) и одну сильную нишевую модель (Etao).

Активное экспериментирование в компании, находящейся в зените успеха, противоречит азам управленческой мудрости. Но именно благодаря постоянной калибровке своих экспериментов — как и с какой скоростью запускать новое — Alibaba сумела не упустить зарожда­ющиеся рыночные тенденции и заработать на них.

Главное — пользоваться моментом, а не следовать жесткому плану. На волатильном рынке планы быстро устаревают. Что касается Alibaba, то предсказывать будущее трудно из-за многих факторов: стремительного развития технологий, изменения потребительских ожиданий в Китае и за его пределами, неопределенности в правовой сфере. Чтобы жить и преуспевать, в Alibaba перешли на непрекращающееся «перепланирование»: компания по мере изменения ситуации пересматривает свою стратегию и тактику.

У Alibaba есть, тем не менее, официальный цикл планирования: в четвертом квартале каждого года главы подразделений и руководители компании обсуждают и утверждают свои планы. Но понятно, что это лишь отправная точка. Если глава подразделения видит, что конъюнктура рынка явно изменилась или перед бизнесом открывается новая интересная перспектива, он инициирует процесс «сотворчества»: все сотрудники, включая топ-менеджеров и ведущих разработчиков, придумывают новые бизнес-направления, взаимодействуя напрямую с потребителями.

В Alibaba «сотворчество» — четырехэтапный процесс. Во-первых, надо выработать общую позицию: выявить признаки изменений (на основании данных о рынке, выводов потребителей и своих сотрудников) и убедиться, что люди, которые будут нужны, у компании есть и готовы работать вместе. Далее надо собрать как можно больше информации о потребителях: сотрудники компании, опрашивая самих потребителей, выясняют их новые нужды и наболевшие проблемы и обсуждают возможные решения. На третьем этапе, учитывая итоги опросов, составляют план действий. Это значит, что надо выбрать руководителя будущего проекта, организовать группу (или группы), которая будет претворять идеи в жизнь, и определить, с помощью каких механизмов можно будет работать. На четвертом этапе по мере реализации плана получают комментарии покупателей, что может в свою очередь стать основанием для дальнейших изменений.

Процесс «сотворчества» ясно высвечивает суть самонастраивающегося предприятия, а именно — самоуправление. Бизнес-единицы Alibaba могут начать процесс «сотворчества», получив соответствующий сигнал рынка, и им не надо ждать разрешения штаб-квартиры и патронажа высшего руководства. И хотя весь процесс «со­творчества» уже выкристаллизовался, всякий раз учитывается конкретная ситуация. Создав форум для обмена мнениями с потребителями, Alibaba развивается одновременно с рынком. Инновации продиктованы не начальством, а рынком. По сути, руководство перестает управлять тем, что лучше отдать на волю рыночным силам.

Научитесь перенастраивать организацию. Для Alibaba гибкость организации — предмет особого внимания. Другие компании могут извлечь из ее опыта некоторые уроки. Например, очень важно с самого начала привить организации дух перемен. «Приветствовать перемены» — один из шести главных принципов компании с первых лет ее жизни. Ее основатель Джек Ма постоянно говорит об этом сотрудникам, инвес­торам и потребителям. «В информационную эпоху лучший способ удержать равновесие — по­с­тоянно изменяться, — считает он. — Нет такой организационной структуры, которая была бы совершенной и могла бы решать все проблемы». Этим правилом Alibaba руководствуется и при найме сотрудников. Компания оценивает не только профессионализм человека, но и его способность соответствовать быстрым переменам.

Еще один полезный урок: мало просто принять новое — ему надо активно способствовать. Обычно в компаниях для организационных преобразований осуществляют масштабные инициативы, и бывает это не часто. А предприятие, которое перенастраивается регулярно, обходится без таких рискованных, разовых потрясений.

В 2012 году, например, Alibaba опробовала новую программу: в подразделениях группы провели ротацию 22 топ-менеджеров. Были опасения, что это нарушит непрерывность работы, но все сложилось как нельзя лучше, отчасти потому, что менеджеры обязаны были формализовать свои знания и передать их преемникам. В результате не только повысился профессионализм топ-менеджеров — программа показала, что руководители хорошо усвоили принцип гибкости. Теперь каждый год часть высшего руководства проходит ротацию.

Создавайте системы, поддерживающие гибкость и контакт с потребителями. На первых порах Alibaba регулировала информационные потоки и ресурсы с помощью самой популярной в Китае системы управления ресурсами предприятия. Но постепенно выяснилось, что система эта не способствует изменениям, а, наоборот, не дает их осуществлять. Ее в свое время разработали для традиционной жесткой структуры с четким порядком подчиненности, и вряд ли ее удалось бы приспособить к постоянно развивающейся структуре. Компании нужно было что-нибудь более гибкое.

Руководство Alibaba решило создать собственную систему, расширив функциональность корпоративного веб-портала. Сначала люди получили возможность выдвигать самих себя на повышение. Теперь их карьера больше зависит от них самих. Потом появился веб-интерфейс, позволяющий руководителям отделов персонала легко обновлять сведения о происходящем в компании и ссылки на документы по всем сотрудникам. Кадровые службы и бизнес-подразделения, которые часто перестраиваются соответственно изменениям рынка, работают теперь рука об руку. Затем создали более гибкий интерфейс постановки целей, что позволило усовершенствовать аттестацию сотрудников. Обычные годовые планы отменили; сотрудники могут теперь устанавливать график работ в зависимости от проектов и согласовывать свои задачи с задачами коллег из других подразделений. Заодно им стало проще комментировать работу коллег.

Хотя первыми самонастраивающимися предприятиями стали уроженцы интернета вроде Alibaba, их опыт будет полезен разным компаниям — цифровым и традиционным. Онлайн-бизнес заставит перестраиваться неизбежный технический прогресс, но и компаниям традиционных отраслей придется работать в сложной, изменчивой бизнес-среде. Принципы двустороннего рынка, позволяющего и создавать, и эксплуатировать такую среду, выходят далеко за пределы цифрового сектора. Перенимая кое-какие приемы из репертуара нынешних экспериментаторов, компании смогут не только не отставать от непредсказуемых рынков, но и обгонять их.