Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл | Harvard Business Review Russia
Управление инновациями

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл
Estúdio Bloom / Unsplash

От редакции. Как инновации проникают в ритейл? Почему в магазинах далеко не всегда нужны продавцы и как обходиться без них? Что полезнее для покупателей — дополненная реальность с говорящими персонажами или видеокамера на весах? На эти и другие вопросы дает ответы книга Никиты Аронова и Дмитрия Соколова-Митрича о развитии российского ритейла на примере крупнейшей торговой сети X5 Retail «Цивилизация X5», которая вышла этой осенью в издательстве АСТ. Мы публикуем несколько фрагментов из нее.


В разгар второй волны пандемии, в октябре 2020 года, в цокольном этаже обычного жилого дома в Новой Москве открылся первый в России магазин без продавцов. Это была «Пятерочка», только совсем крошечная и совсем без продавцов, точнее первое время один живой человек в ней все-таки присутствовал. Он объяснял покупателям, как этим новым магазином пользоваться.

Например, для начала надо скачать особое мобильное приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту, только после этого можно отсканировать Qr-код и открыть дверь. Потом уже есть выбор: можно просто обходить полки, сканировать товары и оплачивать их в приложении, а можно собрать все в корзину и расплатиться на кассе самообслуживания…

«Когда в январе 2018 года в Америке открыли первый такой магазин, то планировали в ближайшие год-два развернуть три тысячи Amazon Go. Сейчас их всего двадцать шесть, — констатирует руководитель портфеля инновационных продуктов X5 Роман Тимаев. — Проблема на самом деле в том, что технологии у них очень дорогие. Камеры контролируют товары с четырех ракурсов, в каждую полку встроены весы. Мы изучили этот проект и поняли, что у нас он не будет иметь экономического смысла. Мы же не инновациями ради инноваций занимаемся. Наша задача — повышать эффективность бизнеса».

Но потом представители X5 увидели в Китае местные магазины без продавцов: BingoBox и Auchan Minute. Это отдельно стоящие торговые точки размером с морской контейнер, каждая заметно дешевле американских аналогов. Секрет прост: китайские камеры следят не за товарами, а за покупателями. Они распознают клиента на входе и сразу находят его и его кредитную карту, что сводит на нет любые попытки магазинного воровства. Если в Amazon Go товар можно сразу класть в сумку и деньги снимаются автоматически, то в Китае придется воспользоваться кассой.

«Мы поняли, что там нет никаких дорогих технологий и мы можем реализовать похожий проект своими силами», — вспоминает Роман Тимаев.

Российский вариант магазина без продавцов — это что-то среднее между американским и китайским опытом. Лица тут не распознаются, товары тоже, но камера видит, сколько конкретно единиц взято с полки и смотрит потом, чтобы все они были оплачены, а кроме того, отслеживает перемещение покупателей по торговому залу. Данные касс и покупок в приложении позволяют следить за товарными остатками. Как только чего-то не хватает, заказ автоматически поступает специальному сотруднику, который едет за недостающими продуктами в магазин-донор.

Один сотрудник на небольшой машине-каблучке может обслуживать сразу пять торговых точек без продавцов. Он же должен следить за свежестью, перебирать фрукты и овощи. Все это занимает лишь пятнадцать-двадцать минут: магазин-то маленький. Второй сотрудник, который иногда сюда заходит, — это уборщик. Кроме того, за торговым залом постоянно наблюдают через видеокамеры, и если кто-нибудь, скажем, разольет пакет молока, уборщика пришлют в кратчайший срок. Площадь магазина — восемьдесят квадратных метров. Почти вчетверо меньше обычной маленькой «Пятерочки»: в нем всего девятьсот товарных наименований.

«Мы в шутку называем этот проект «холодильником на первом этаже, — говорит Роман Тимаев, — потому что его можно поставить буквально на первом этаже любого дома или у метро, или в офисном центре. Естественно, в разных случаях там будет разный набор товаров. У метро — все, что нужно купить по дороге домой, в бизнес-центре — готовые супы и салаты с нашей фабрики-кухни».

Со временем это будет просто еще один формат «Пятерочки», только маленький. В общем, магазин без продавцов в России скоро станет обыденностью…

В Лаборатории инноваций X5 работает всего двенадцать человек: шесть разработчиков, один аналитик и инженеры. Еще в команду дирекции по инновациям входят специальные охотники за интересными новинками, которые ездят по выставкам и инновационным предприятиям по всему миру, договариваются о партнерствах с акселераторами и венчурными фондами, проводят хакатоны, принимают участие в демоднях, и руководители проектов, которые обеспечивают взаимосвязь с реальным бизнесом и непосредственную реализацию пилотов и проектов «на земле», ведь любое новшество дирекция сначала внедряет в пилотном режиме и предлагает потом уже не просто красивую технологию, а решение с доказанной эффективностью…

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Изоляция как вызов
Марина Иванющенкова
Не введено название
Нитин Нория
10 качеств инновационного лидера
Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман