Соглашаться ли на инновационную работу? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Соглашаться ли на
инновационную работу?

Вы уже какое-то время работаете в небольшом стартапе, когда крупная, состоятельная корпорация приглашает вас присоединиться к ее инновационной команде. Следует ли вам соглашаться на эту работу?

Автор: Скотт Энтони

читайте также

Как корпорациям нужно работать со стартапами

Джулия Пратс,  Хосемария Сьота

Юваль Ной Харари: «Главная опасность сейчас — это не вирус»

Пусть призвание само найдет вас

Умар Хак

Разбираемся в корпоративных поговорках

Борис Щербаков

Вы уже какое-то время работаете в небольшом стартапе, когда крупная, состоятельная корпорация приглашает вас присоединиться к ее инновационной команде. Следует ли вам соглашаться на эту работу?

Станет ли она для вас возможностью использовать ваше предпринимательское воображение в более надежной и безопасной среде с доступом к обширным ресурсам? Или все закончится тем, что вы погрязнете в бюрократической волоките и будете с тоской вспоминать о динамичности и воодушевлении стартапа, к которым вы привыкли?

Мы задаемся подобными вопросами каждый раз, когда рассматриваем предложения об участии в инновационных проектах. С 2009-го года мы реализовали около пятисот проектов с инновационными составляющими, сотрудничая, примерно, с сотней крупных компаний. Опираясь на этот опыт, мы сформулировали набор вопросов, которые помогают нам определить, насколько эффективны будут наши инновационные усилия, и в зависимости от ответов на эти вопросы мы решаем, подписывать нам контракт, или нет. Нижеперечисленные вопросы смогут дать вам понимание того, как та или иная компания будет, скорее всего, относиться неопределенностям, режиму и культуре, которые необходимы инноваторам для того, чтобы выполнять свою работу наилучшим образом.

Относится ли эта компания к категории «здоровых, но неспокойных»? Кажется очевидным, что вам имеет смысл работать в компании с хорошими темпами роста, или, по крайней мере, в организации финансово стабильной. Можно с определенностью утверждать, что компании, находящиеся в состоянии кризиса не представляют собой среду, благоприятную для процветания инноваторов, потому что внимание менеджмента преимущественно направлено на то, чтобы выбраться из уже существующих затруднений, - и это правильно. Но с другой стороны, компания, находящаяся на гребне успеха, вероятнее всего, не испытывает нужды в инновациях. В этом и заключается парадокс инноваторов. Для того, чтобы их ценили, инноваторам нужна организация, которая осознает, что сохранение статуса кво несет в себе значительные риски, и поэтому готова к неопределенностям, сопряженным с инновациями.

Идеальным местом для инноваторов будет компания, в которой установка на радикальные преобразования и революционные перемены перевешивает опасения, внушаемые знаками надвигающихся тектонических сдвигов в конкретной отрасли.

Действительно ли руководство этой компании ориентировано на инновации, или это пустые слова, и ее интерес существует лишь на уровне деклараций? Разумеется, ответить на этот вопрос, не находясь внутри организации, может быть затруднительно, но самый четкий сигнал – это количество времени, которое руководство компании уделяет темам и проблемам, связанным с инновациями. Если речь идет об одном совещании за квартал – это тревожный знак. В большинстве компаний инновации не являются естественным видом деятельности, и если топ-менеджеры не проявляют заинтересованности, то инноваторам, скорее всего, приходится несладко. Практика безошибочно показывает, что все, что занимает меньше двадцати процентов времени старших руководителей, - не входит в число их приоритетов. Так что ищите хотя бы кого-то из топ-менеджеров, кто посвящяает инновациям, по крайней мере, один день в неделю.

Имел ли кто-то из ведущих руководителей или совета директоров этой компании личный опыт в области инноваций? При идеальном раскладе, среди них будет человек, не понаслышке знакомый с трудностями, испытаниями и неудачами, приходящимися на долю инноваторов. Например, благодаря присутствию в совете директоров корпорации Procter & Gamble Скотта Кука – основателя компании Intuit , - P&G начали активно заниматься инновациями. Личные увлечения Кука и его инновационный опыт помог корпорации сформировать установку на инновации, даже несмотря на спады экономической активности и нелегкую борьбу за то, чтобы инновации способствовали систематическому росту. Будьте осторожны, если руководящая команда состоит из людей, работающих в одной и той же отрасли все жизнь, и впервые сталкивающихся с инновационными проектами, - особенно, если совет директоров забит закадычными друзьями топ-менеджеров компании.

Является ли любознательность частью организационной культуры данной компании? Некоторые организации поощряют и культивируют любознательность, стараясь учиться у компаний, работающих как в одной с ними отрасли, так и в других: такие компании охотно пробуют новые подходы и методы. Они отличаются определенной степенью скромности и смирения, понимая, что у них нет ответов на все вопросы. Инновациям нелегко прижиться в чересчур изолированном окружении, которому не свойственна любознательность. В таких компаниях идеи, отличные от статуса кво, как правило, либо отвергаются, либо видоизменяются до того состояния, когда они начинают напоминать нечто давно и хорошо знакомое. Признаки любознательной организации включают в себя участие в межотраслевых консорциумах и конференциях, а также инвестирование в отвлеченные научные исследования. Любознательные компании также внимательно изучают инновационные усилия, не достигшие успеха, и стремятся извлечь из них полезные для себя уроки. Ответ на вопрос «Как вы справляетесь с коммерческими провалами?» может быть отличным критерием для оценки организационной любознательности той или иной компании.

Есть ли у этой компании проблема, которую она пытается решить? В идеале, вам бы подошла работа в компании, знающей свои проблемные места. Возможно, конкурент на данном этапе одерживает верх. Или руководители знают, что их фирма должны присутствовать на определенном рынке, но не может определить, как ей достичь на нем конкурентоспособности. Или они понимают, что новые технологии становятся все ближе к «мейнстриму», так что их уже не получается просто игнорировать. Эти условия ведут к тому, что возникает потребность в демонстрационных проектах, показывающих, какое влияние могут иметь инновации.

Если вы задумываетесь о своей инновационной роли в крупной компании, проанализируйте, скольким из перечисленных условий соответствует эта компания. Если пропущено какое-то одно условие – скорее всего, ничего страшного, но если больше, то высоки шансы того, что не пройдет и года, как вы с нетерпением будете ожидать продолжения своей карьеры на новом месте.