Не отказывайтесь от термина «инновация» — упростите его | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не отказывайтесь от термина «инновация» —
упростите его

Следует упростить термин «инновация». Для этого нужно дать определение того, чем инновация фактически является и не является, что помогает воплотить ее в жизнь и что способствует процветанию тех или иных новых идей.

Автор: Рон Ашкеназ

читайте также

Экономика слежки: охота за данными

Лесли Джон

Неуклюжая критика: ценный подарок в плохой упаковке

Роджер Шварц

Борис, ты не прав

Станислав Киселев

Модель, меняющая отрасль

Ладас Костас,  Лок Кристоф,  Стелиос Кавадиас

Мой знакомый Билл Тейлор, блогер HBR, недавно написал пост с предложением перестать употреблять термин «инновация» в 2014 году. Но, несмотря на его веские доводы, это слово просто так не исчезнет, потому что оно слишком хорошо подходит для обозначения определяющих факторов для роста и обновления. Однако можно учесть предостережения Билла и постараться выпутаться изо всех хитросплетений, вариаций, нюансов, техник, моделей, схем и парадигм, содержащихся в этом термине. Каким-то образом простая концепция, изначально обозначающая поиск и внедрение новых идей, постепенно невероятно усложнилась.

И чтобы повернуть эту тенденцию вспять, следует упростить сам термин «инновация». Для этого нужно дать определение того, чем инновация фактически является и не является, что помогает воплотить ее в жизнь и что способствует процветанию тех или иных новых идей.

Во-первых, стоит избегать типичных ловушек. Чтобы упростить термин, следует вернуться к самому базовому определению из словаря: «инновация — это акт или процесс внедрения новых идей, устройств или методов». Мы испортили ее концепцию тем, что позволили каждому незначительному изменению (будь то новшество в дизайне упаковки, небольшое улучшение процесса или дополнительная услуга) попасть под это определение. Никто не говорит, что в этих вещах есть что-то плохое, но они скорее являются частью нормального бизнес-процесса, нежели реальным «внедрением новых идей, устройств и методов». Инновация же — это что-то революционно новое, подрывное, создающее ценности. Так что давайте перестанем считать инновациями все традиционные рабочие моменты.

Во-вторых, следует развеять миф о самом процессе внедрения и разработки инноваций. Что-то принципиально новое появится только в том случае, если новым идеям дан зеленый свет. Компании, известные своим новаторским подходом (такие, как Intuit, 3M и Google) делают следующее:

  • Они постоянно генерируют новые идеи, базируясь на данных из внешних и внутренних источников (генерация идей).
  • Они развивают только те идеи, у которых есть потенциал. И наиболее приоритетные те из них, что решают реальные проблемы клиентов фирмы, но при этом остаются коммерчески жизнеспособными (отбор и дизайн).
  • Они быстро производят прототипы и модели, которые можно было бы протестировать в лабораториях и в фокус-группах (быстрые эксперименты).
  • Они совершенствуют концепции и принимают решения насчет окончательного внедрения тех или иных инноваций, основываясь на результатах отзывов на пробные партии товара и дополнительные тесты (инкубация).

Существуют различные варианты описанных выше процедур, и могут быть использованы различные методы при их применении, но основные схемы примерно одинаковы. Если вы взгляните на программы многочисленных учебных курсов по созданию технологических стартапов (которых в последнее время появилось достаточно много в различных бизнес-школах, инкубаторах и исследовательских лабораториях), то они все идут по одному и тому же пути. К сожалению, в попытках нажиться на сиюминутном интересе к инновациям, консультанты и преподаватели бизнес-школ и инкубаторов разработали своеобразный секретный язык, включающий сотни спецтерминов, что еще более усложнило существующие процессы. Инновации — это не обязательно что-то простое, но не стоит делать из них «черный ящик» для знатоков.

В-третьих, давайте проясним, как управленцы могут помочь своим коллегам мыслить в определенном ключе. Основные шаги тут очевидны: регулярное и рациональное взаимодействие между работниками из разных отделов (например, маркетологи и айтишники), поддержка внутренних предпринимателей компании (и возможность для них иметь определенное время и свободу действий), признание и награ для тех, кто успешно воплощает инновации в жизнь, и целевые инвестиции в проекты, которые смогут выгореть. Нельзя назвать эти действия такими уж простыми, и многие технологические компании могли их и не применять. Но они вовсе не требуют перестройки всей корпоративной культуры фирмы, скажем, найма нового генерального директора со своим взглядом на ведение бизнеса или переезда в Силиконовую долину.

Со времен финансового кризиса 2008 года большинство компаний, заслуживших признание на рынке, снизили свои затраты, более прицельно распределили имеющиеся ресурсы и в целом стали работать более экономно и эффективно. Но уже сегодня они сталкиваются с тем, что им в будущем необходим рост. А он требует развития и внедрения действительно инновационных товаров, услуг и бизнес-моделей. Это сложно сделать, но это вовсе не означает, что термин «инновация» должен стать ругательным.

Читайте по теме: