Мобильный телефон от Amazon: инновация или провокация? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мобильный телефон от Amazon: инновация
или провокация?

Если Amazon нацелится главным образом на рост розничных продаж, компания сможет предложить принципиально иную модель ценообразования.

Автор: Скотт Энтони

Мобильный телефон от Amazon: инновация или провокация?

читайте также

«Не стойте над душой»: почему удаленной работе не доверяют и как это можно изменить

Анита Келлер,  Кэролин Найт,  Шэрон Паркер

Сможет ли HBO обогнать конкурентов?

Уолтер Фрек

Наука и бизнес

Карьерная перезагрузка для поколения беби-бумеров

Елена Александрова

Amazon выйдет на рынок мобильных телефонов еще до конца недели. Большинство гуру, судя по таинственному видеоролику, ожидают телефона с возможностями трехмерного изображения.

Понятно, почему Amazon интересуется этой рыночной нишей. Отрасль мобильных телефонов экспортирует по два миллиарда гаджетов в год, расходы на обслуживание беспроводной связи в совокупности превышают 1,6 триллиона долларов. Мобильные устройства превращаются в средоточие потребительского мира, и, конечно же, возрастает их значение.

По каким приметам мы сможем судить во время презентации в среду, верное ли направление развития выбрала Amazon? Начнем, естественно, с набора свойств, которые Amazon предусматривает на своем гаджете.

Один из основных принципов знаменитой теории подрывных инноваций Клейтона Кристенсена гласит: фундаментальные вещи в человеческой жизни меняются довольно медленно. Основная причина прогресса — это отнюдь не перемены в наших потребностях, желаниях и мечтах. Потребности и желания остаются прежними, зато инноваторы предлагают необычные, лучшие способы делать то, что мы и так старались осуществить.

Взять хотя бы тектонические сдвиги в музыкальной индустрии. Насколько нам известно, люди и в древности любили музыку, но радикальные изменения начались тогда, когда появилась возможность слушать ту музыку, которая тебе нравится, там и тогда, где тебе удобно. Фонограф Томаса Эдисона стал первым крупным шагом к демократизации музыки: люди смогли наслаждаться гармонией звуков, не нанимая исполнителя, не будучи сами музыкантами и не посещая концертные залы филармонии. Затем звуки научились передавать по радиоволнам, и люди смогли слушать звук вживую на большом расстоянии, а также выбирать из большого количества записей.

Но первые напольные радиоприемники стоили дорого, потребляли много энергии, так что люди еще не везде и не всегда могли слушать именно то, что им хотелось, пока Sony не выпустила портативные транзисторы — а это уже 1960-е годы. Точность передачи звука была невысока, тем не менее подростки, мечтавшие послушать рок-музыку подальше от родительского догляда или следить по ночам за баскетбольными матчами, были счастливы.

Однако возникает новая проблема: как наслаждаться музыкой в метро, когда все разом включают свои транзисторы? И Sony вновь усовершенствовала устройство, позволяющее слушать музыку где хочешь и когда хочешь: в 1979 году появился Walkman. Это устройство и его отпрыск Discman имели один очевидный недостаток: за пределами дома человек не имел доступа к собственной музыкальной коллекции. Приходилось заранее подбирать записи на кассетах, позже — таскать с собой диски.

MP3-плееры, в особенности iPod, упростили все ту же задачу: слушать желанную музыку там и тогда, где и когда вам хочется. В первой рекламе iPod подчеркивалось это преимущество: «тысяча песен в кармане». И наконец музыкальные стрим-серверы, подобные Spotify, устранили нужду даже в самой подборке записей.

Подобным образом развиваются и мобильные телефоны. Первая волна интереса к ним поднялась потому, что Motorola и Nokia сделали доступными — и по цене и технически — звонки и короткие сообщения с дороги. Blackberry обеспечила себе многомиллионные продажи, позволив офисным работникам оторваться от стола и принимать электронную почту на ходу и на бегу. Следующая волна, когда Apple и смартфоны на платформе Android вложили потребителю в руки ту продуктивность и те развлечения, которые прежде он требовал лишь от компьютера.

Ключевой фактор, которым определяется, насколько успешным окажется вторжение Amazon на это основательно занятое поле: сумеет ли компания предложить людям более простой или более дешевый способ делать то, что они всегда хотят делать с помощью завлекательных 3D-технологий? Гуру отзываются со скепсисом, кто-то и вовсе считает увлечение трехмерными изображениями глупостью. Но по крайней мере с одной задачей оснащенные программой трехмерного изображения телефоны справятся лучше, чем нынешние модели: покупатели смогут как следует разглядеть товар. Людям нравится искать и приобретать новые вещи, и, если появится возможность «щупать» товары, словно в магазине, находясь при этом на другом конце света, многие увидят в этом приятное дополнительное удобство.

Но едва ли не больший интерес представляет бизнес-модель Amazon. Как правило, завоевывают рынок именно компании, которые наряду с упрощающей жизнь технологией предлагают и «нетрадиционную» бизнес-модель. Сейчас большинство производителей телефонов продают свои гаджеты по дешевке при условии, что покупатель подпишет двухлетний контракт и будет платить за звонки и другие услуги.

Если Amazon нацелится главным образом на рост розничных продаж, компания сможет предложить принципиально иную модель ценообразования, спонсировать и сам телефон, и услуги мобильной связи. Вероятно, так она поступит с «революционной» моделью T-Mobile, а в порядке компенсации будет получать процент со сделок, совершающихся на основе новой программы трехмерного изображения.

И, наконец, следует учесть, что до выхода на рынок оценить будущее влияние инновации сложно. Когда Apple предложила в 2001 году iPod, это было интересно, однако истинная революция в отрасли совершилась в 2003 году благодаря iTunes. Так и на сверхскоростной поиск в Google, конечно же, пользователи обратили внимание еще под конец 1990-х годов, но лишь с появлением несколькими годами позже бизнес-модели AdWords компания стала тем, чем является и поныне.

Итак, в среду присмотритесь: нашла ли Amazon способ упростить сложное или удешевить нечто дорогое. В особенности обратите внимание на бизнес-модель, которая прилагается к новому гаджету, а главное — когда все знатоки выскажут свое мнение и пыль уляжется, постарайтесь угадать, какой туз компания припрятала в рукаве.

Читайте по теме: