Разработчики ПО провоцируют революции в других отраслях | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Разработчики ПО провоцируют революции в
других отраслях

Программное обеспечение можно назвать инновациями в чистом виде.

Автор: Брэд Пауэр

Разработчики ПО провоцируют революции в других отраслях

читайте также

Открытость и непредвзятость: новая норма работы в команде

Кейт Феррацци

Потребители готовы платить больше за меньшее

Чернев Александр

Научитесь повадкам лидера

Робин Абрамсон,  Рэндалл Стутман,  Сюзанна Питерсон

Лучший совет в моей жизни

Елашвили Мераб

Назовите-ка мне продукт, который разрабатывается без использования программного обеспечения (ПО). Это трудно, если вообще возможно. ПО стало ключевым ингредиентом почти всех товаров и услуг. Оно используется для разработки практически любой продукции, которую только можно себе представить, от ширпотреба до промышленного оборудования, а также всех услуг — от операций в розничной торговле до обслуживания клиентов в роскошном отеле. А еще в наши дни ПО незаменимо, если нужно что-то купить, а посему становится все более важной частью любого потребительского или бизнес-опыта в целом.

Но задумывались ли вы о последствиях этой тенденции для управленческой практики? Высокий темп изменений в программном обеспечении (когда новая продукция появляется раз в день, а не раз в год) влияет на разработку товаров и услуг в других областях и на менеджмент в целом, который теперь тоже должен постоянно меняться. В самом деле ПО становится полигоном для управленческой практики будущего, точно так же, как раньше производство автомобилей было опытным цехом новых менеджерских решений (вспомните Toyota Production System).

В поисках примера я поговорил с Энди Синглтоном, гендиректором Assembla, фирмы, которая помогает командам, разрабатывающим ПО, создавать его быстрее. Он рассказал мне историю конкуренции Staples и Amazon. Как и следовало ожидать, у Staples было большое веб-приложение для онлайн-заказов. Многофункциональные команды постоянно вносили улучшения в ПО, которые они помещали в «пакеты обновлений», выходившие каждые шесть недель. Затем разработчики передавали эти пакеты операционной группе, где программы тестировались в течение трех недель, чтобы убедиться, что вся система хорошо работает. Это доводило длину производственного цикла до девяти недель. Большинство ИТ-экспертов считали бы подобный подход образцовой практикой.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Но в Amazon совершенно иная архитектура и иные управленческие процессы, который Синглтон называет «матрицей услуг». Amazon разделил свое большое приложение для заказов на тысячи составляющих. Например, одна составляющая отвечает за изображение страницы, другая за поиск информации о продукте. Команды разработчиков отвечают за небольшое количество составляющих и вносит изменения по мере их готовности. Перемены в системе Amazon появляются каждые 11 секунд, что означает 8000 изменений в день. За время одного обновления в Staples Amazon вносит 300 000 изменений в свои сервисы. Это настоящая революция в менеджменте и операционной модели управления. Она похожа на ту, что произвел авиаперевозчик Southwest Airlines. Эта компания располагает низкозатратной операционной моделью «из пункта в пункт», которая разрушила конкурентов со звездообразной структурой сети. И Amazon, улучшающий систему каждые одиннадцать секунд, обладает радикально иной и лучшей бизнес-структурой, которая разорит любых соперников, вносящих изменения раз в девять недель.

Подход Amazon, требующий постоянного изменения продукта, открывает новые возможности для анализа рынка и реагирования на вызовы. Синглтон рассказал мне, что в его отрасли подобная стратегия получила следующее название: «управление жизненным циклом продукта, основанное на прямых данных». Он объяснил это так: «Управление жизненным циклом продукта трансформируется из процесса разработки стратегии и прогнозирования возможной реакции в гораздо более простой механизм, когда мы можем экспериментировать и непосредственно измерять реакцию потребителей на изменения продукта». В традиционном подходе умные люди (отдел маркетинга, инженеры, стратеги, менеджеры по продукции, НИОКР) придумывают новые товары и передают их в производственный отдел. Трения в отношениях между отделами, а также особенности серийного производства порождают проблемы в коммуникации, медлительность и сложности с исправлением ошибок. Постоянный поток нового ПО позволяет экспериментировать и напрямую измерять реакцию потребителей на изменения в продукции. Это способствует интегрированной командной работе, скорости, близости к клиенту и решению проблем в режиме реального времени.

Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи

Но последствия этого подхода безусловно идут дальше изменения процессов управления жизненным циклом продукта (то, что Синглтон называет «постоянным движением»). Этот подход естественным образом влечет за собой более динамичную систему менеджмента. Она будет все больше подрывать традиционные системы, основанные на иерархии и командных механизмах, которые по сути своей зациклены на самих себе и неповоротливы. Как сказал мне Синглтон, «в мире технологий царит культ инноваций. Мы видим, что инновации приносят успех бизнесу, а также экономике в целом. Программное обеспечение можно назвать инновациями в чистом виде. Мы называем их «софтом», поскольку их легко можно изменить и придать им любую другую форму».

Управленческая практика в разработке ПО, предусматривающая постоянное внесение изменений в продукцию, открывает революционные возможности для менеджмента в целом, указывая путь в будущее, в котором организации практически в любой отрасли смогут выдавать постоянный поток прорывных решений.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена