Как подсчитать выгоду от интернета вещей? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подсчитать выгоду от
интернета вещей?

Интернет вещей — это словосочетание уже превратилось в клише.

Автор: Сунанд Менон

Как подсчитать выгоду от интернета вещей?

читайте также

Почему программы лояльности могут навредить компании

Как не нужно искать руководителя отдела продаж

Андрис А. Золтнерс,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Полюбите своих бывших сотрудников, и они ответят вам взаимностью

Майкл Шрейдж

Задание компании Bayer

В 1990-е годы организация Product Supply Organization при корпорации Procter & Gamble запустила широкомасштабный проект, похожий на инициативу Toyota. Собрали данные по всем своим производственным предприятиям, проанализировали и попытались понять, как будут себя «вести» различные устройства и что можно оптимизировать. Аккумулируя данные о сбоях производства как вручную, так и с помощью PLC (программируемых контроллеров), команда сумела выстроить кривые статистического распределения, которые предсказывали вероятность отказа того или иного механизма и конкретную причину. Более того, соединив все устройства в единый отчет, удалось спрогнозировать, а затем и наладить надежность всех цепочек и качество продукции. Для этого понадобились новые приборы — умные, подключенные в стратегических точках датчики и сенсоры, которые отслеживали, контролировали и помогали оптимизировать различные узлы. Автономность этих приборов постоянно нарастала, так как они были самообучаемыми.

Интернет вещей — это словосочетание уже превратилось в клише. В последнем номере HBR вышла статья Майкла Портера и Джеймса Хеппельманна, где авторы рассуждают о том, что означает понятие «интернет вещей» на самом деле. По их мнению, это совокупность умных, взаимоподключенных гаджетов, которые при правильном взаимодействии могут обеспечить такую функциональность, надежность, эффективность, о которых мы раньше и не мечтали.

Организации довольно потирают руки при одной только мысли о том, как все больше данных будет загружаться в глобальную сеть интернета вещей и как преобразятся целые отрасли. Но есть и сомнения: оправдаются ли результаты? The Wall Street Journal даже опубликовала большую скептическую статью: мол, едва ли все собранные данные можно оценить и коммерциализировать.

Как же за громкими сенсациями разглядеть реальные возможности? Необходимо понимать: нечто подобное уже с нами было. Вспомним первые опыты с подключением гаджетов ко Всемирной паутине и насколько ценны оказались полученные данные.

Читайте материал по теме: Дом, в котором работает интернет вещей

P&G затевала первые опыты с подключением устройств явно не под лозунгом «попробуем и посмотрим, что получится». Да, провели лабораторные эксперименты, обкатали пилотные модели, но саму программу разворачивали уже с конкретными задачами улучшения, задав параметры по оптимизации производства, и в результате заметно снизили накладные расходы. То есть P&G с самого начала ставила себе целью улучшить свои показатели — вот ее ответ на вопрос, удастся ли поставить на коммерческую основу такие технологии.

Другой интересный пример из более ранней работы с данными. Основная проблема при работе с интернетом вещей заключается в том, как оценить получаемые с его помощью огромные массивы информации. Во многих компаниях такого рода данные оцениваются на глазок, в балансе бюджета они попадают в рубрику «интеллектуальной собственности». Отчасти причина состоит в том, что эти данные потенциально могут оказаться полезными, но при этом их монетизация не включается в текущий бизнес-план.

Медиакомпании, такие как Thomson Reuters и Bloomberg, само собой, давно уже поняли ценность информации. Они годами накапливают, производят и перерабатывают сырые данные, получая в итоге ценную аналитику и прогнозы, которыми затем и торгуют. И хотя исторически у этих холдингов не отмечалось особой приверженности подключенным гаджетам, на их примере можно поучиться тому, как оценивать и зарабатывать на собранной информации.

Читайте материал по теме: Какие умные вещи (не) нужны покупателям

Оценка данных в этих компаниях начинаются с построения бизнес-модели. Задается вопрос: какие данные у нас есть, как ими пользуются наши клиенты, а отсюда вытекает, как их можно продать. И вырисовывается собственно бизнес-модель — подписка, лицензирование и т. д. Определяются расходы — на источники, на производство, на распространение, постоянные и однократные. Из всего этого в совокупности выстраивается итоговый счет, а из него с помощью дисконт-анализа выводится чистая стоимость. Также требуется определить, какие расходы будут отнесены к капиталовложениям, а какие к обычным операционным расходам. Метод далеко не идеальный, но для начала сойдет.

Сама идея коммерчески использовать умные и соединенные между собой гаджеты, а также собираемые с их помощью обширные базы данных не так уж нова. Некоторые компании занимаются этим годами, только в небольших масштабах. Изменилось вот что: возрос объем информации, доступность эффективных сенсорных технологий, появилась перспектива их применения во всех областях жизни. И пусть никого не пугает эта задача: это лишь следующий шаг на уже выбранном пути, а не новое, небывалое явление.

Читайте по теме: