Как покончить с неудачным проектом | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как покончить с
неудачным проектом

Закрыть проект нелегко, тем более если вы ведете инновационный проект и ваша команда все еще страстно в него верит.

Автор: Скотт Энтони

Как покончить с неудачным проектом

читайте также

Как выстроить эффективную обратную связь

Роджер Шварц

Нобу Мацухиса

Элисон Биард

Как увольнять людей, которых вы наняли по ошибке

Лиз Кислик

Ловушки социальных сетей

Нили Цедал,  Пол Леонарди

Закрыть проект нелегко, тем более если вы ведете инновационный проект и ваша команда все еще страстно в него верит. Но и такой момент случается на пути инноватора, и, если удастся пройти его правильно, итоги будут позитивными для всех участников.

Представьте себе примерно такой разговор:

— Нужно поговорить, — приступает к делу она.

Чем этот разговор кончится, известно заранее, прикидываете вы, однако приклеиваете на лицо улыбку и отвечаете:

— Конечно. О чем же?

— Похоже, мы зашли в тупик, — говорит она. — Когда мы начинали, все казалось идеальным. Но теперь мы только и говорим, что о проблемах.

— Нам просто нужно больше времени, — парируете вы. — Мы прорвемся и выйдем из этого более сильными, чем прежде. Ты же помнишь, почему мы все это затеяли, с чего началось?

— Разумеется, — отвечает она. — Эта история — наша история. Когда я впервые услышала твое предложение, у меня мурашки по коже побежали, я поверила всей душой и сохранила веру тогда, шесть месяцев назад, когда ты попросил меня ждать и верить. И три месяца спустя — снова. Но настала пора взглянуть в лицо реальности. Мечта, в которую мы оба верили, — всего лишь иллюзия. Статистика не лжет. Подумай, сколько всего мы оба могли бы сделать вместо этого. У нас были славные времена, и я нисколько о них не сожалею.

— Но, — твердо завершает она, — время пришло.

И начинается процесс сворачивания проекта.

Инвестору стартапов не так тяжело, как его команде. Проект заканчивается сам собой, если заканчиваются деньги. Разумеется, инвесторам приходится проводить непростые переговоры о том, что пора сменить направление деятельности или заменить кого-то в штате, но никаких сомнений нет, когда пора ставить точку.

Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

А внутри крупной организации ритм другой: стоит один раз санкционировать идею, и она живет своей жизнью. А поскольку срыв задания оборачивается неприятностями для всех, то все и упорствуют в продвижении того или иного гиблого дела.

Всякий раз, когда вы беретесь внедрять инновационный проект, нужно считаться с возможностью так и не достигнуть поставленных коммерческих целей. Чем новее идея, тем больше в ней предпосылок, которые могут сбыться, а могут и нет. Инструменты и техники, сложившиеся в последнее десятилетие, помогают оценивать эти предпосылки, к тому же существенно сократились расходы на тесты, поэтому теперь вы можете гораздо быстрее и эффективнее учиться на собственных ошибках, и все же то, что теоретически кажется хорошей идеей, может оказаться вовсе не столь прекрасным на практике. Клиенты редко поступают так, как от них ждут. Подтвержденные в лаборатории преимущества могут оказаться непригодными при попытке их масштабировать. Экономическая модель — само совершенство в виде табличке — на практике обернется уродством.

Не всякой идее суждено величие. И когда становится ясно, что с этой идеей вам не прорваться, не стоит продлевать мучения, напрасно лишая свою компанию сил и энергии, а организацию — денег и ресурсов.

Команде, внедряющей идею, трудно объективно отнестись в такой ситуации. В инновационном угаре реальную статистику толком не разглядишь. Каждому родителю известно, с каким пристрастием мы относимся тому, чему сами дали жизнь. И даже те, кто принимает решение, зачастую поддаются излучаемому командой энтузиазму.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Та не названная по имени руководительница, которая участвовала в вышеприведенном диалоге, сумела вполне правильно покончить с неудавшимся проектом. Возьмите на заметку три ключевых реплики:

  1. «Статистика не лжет». Гораздо легче расстаться с идеей, если вы с самого начала определили, как должен выглядеть успех и установили четкие правила, как и насколько долго вы готовы экспериментировать с неизвестными величинами. Пускаясь на эксперимент, мы не знаем наверняка, что получится, но у нас есть НАДЕЖДА — гипотеза, цель, предположение и план исполнения, который позволяет нам испробовать и оценить эти предположения. При наличии такого плана вам будет несложно провести, если придется, откровенный разговор о проекте.
  2. «Сколько всего мы оба могли бы сделать вместо этого». Цена упущенной возможности — вполне реальный убыток. Руководители никогда не рассматривают идеи изолированно, потому что сама по себе любая идея стоит того, чтобы ей заниматься. Но нужно понимать, что у компании имеются другие, более привлекательные проекты, на которые и следует направить ресурсы и усилия самой команды.
  3. «У нас были славные времена, и я нисколько о них не сожалею». При всякой попытке воплотить в жизнь инновацию, напоминает нам Рита Гюнтер Макграт, могут произойти две хорошие вещи. Вы можете добиться каких-то операционных или коммерческих преимуществ — или же вы научитесь тому, что поможет обрести такое преимущество в будущем. Вы приобретете знания о рынке или о технологии, или о том, как в вашей компании реализуется инновационный процесс. Может быть, коллектив узнает, как проводить определенный вид экспериментов, где искать нужных специалистов или с кем вообще не стоит связываться. Возьмите этот новый опыт на заметку и признайте его как ценное приобретение.

Убивать проект нелегко, но с этим дело обстоит, как и со всем прочим в человеческих отношениях: если осуществить этот процесс конструктивно, всем будет только польза. И это нужный шаг, который позволит вам направить время и внимание на новые идеи. Пусть страх конфронтации не помешает вам достичь этих позитивных итогов.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена