5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так | Большие Идеи

・ Управление инновациями

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет
не так

Стив Джобс утверждал, что во время создания первого Mac IBM тратила на проведение исследований почти в 100 раз больше, чем Apple, «но дело не в деньгах, а в людях».

Автор: Марина Корсакова

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так

читайте также

Собрались отправить письмо? Возможно, этого просто не стоит делать

Адейра Лэндри,  Риса Льюис

«В благотворительности не должны работать бессребреники, это заблуждение»

Михаил Бондарев

Спасти свои брэнды в период спада

Йоч Кэтрин,  Квелч Джон

Использовать «разрыв мобильного интернета»

Чакраворти Башкар,  Чатурведи Рави

Инновационные проекты — «зона повышенной опасности» во всем мире: минимальная прозрачность, финансовые риски, высокий уровень стресса среди реализующих эти проекты. Именно поэтому вопросами эффективного инновационного менеджмента заняты лидеры крупнейших корпораций, консалтинговые компании «Большой четверки» и лучшие бизнес-школы.

Из общего массива «международных» проблем, свойственных инновационному развитию в целом, можно выделить 5 факторов, наиболее характерных для российских проектов, направленных как на создание новых продуктов, так и на процессные инновации.

ПЕРВЫЙ проблемный фактор: слабый базис

Представьте себе школьника, который изучает английский язык. В первом классе он не смог нормально выучить латинский алфавит, представили? Оказавшись во втором классе, он не может читать написанные на нем слова. В пятом, не умея правильно прочесть слова, с трудом осваивает неправильные глаголы. И когда к восьмому классу дело доходит до Subjunctive Mood, отстает окончательно. Проблема при этом состоит не в сложности сослагательного наклонения как такового, а в объеме накопленного незнания.

Так же происходит и в компании, когда на плохо организованную операционную деятельность наслаивается слабая мотивация персонала, большая текучесть, отсутствие механизмов накопления и распространения знаний. Заниматься в такой ситуации инновациями — все равно, что обсуждать модели смартфонов с вождем племени мумба-юмба. Выходит, что проблемы российских инноваций зачастую не имеют никакого отношения к инновациям, а представляют собой не более чем проблемы дурной организации и недостаточной обеспеченности задач ресурсами. Сама по себе отладка бизнес-процессов будет инновацией, как если бы племя мумба-юмба научилось вести календарь, — все ново в свое время и в своем месте.

ВТОРОЙ проблемный фактор: короткий «жизненный цикл» топ-менеджеров

Довольно часто российские руководители занимают свои позиции в течение года-двух, хотя ответственны не за решение локальных проблем, а за системные изменения. И за осуществление множества инновационных проектов, образующих целостные портфели или программы, начинающихся со смелой идеи, но ею не исчерпывающихся, требующих упорной реализации и последовательной монетизации.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Сложнее всего будут первые стадии — стадии рискованных инвестиций, нестабильных отношений со стейкхолдерами. «Возможно, через год борьбы и стресса мне придется уйти, а будущие успехи присвоит мой последователь» — так рассуждают руководители, принимая — а чаще не принимая — решение о запуске инновационного проекта, хотя для дела полезнее негативный, качественно осмысленный опыт, чем отсутствие ошибок вследствие отсутствия попыток.

Все же топ-менеджеры имеют сильные амбиции в области инноваций именно в начале своей работы, позже корпоративная инерция превращает пионера в конформиста, а следующий взрыв его «инновационного темперамента» придется на начало нового карьерного витка.

ТРЕТИЙ проблемный фактор: неравномерное качество менеджерских команд

Что такое сильная команда? Это коллектив, все члены которого мыслят быстро и системно, способны к верным умозаключениям в условиях дефицита информации, являются глубокими экспертами в своей отрасли. Команда с сильной групповой интеграцией, то есть имеющая общие ценности и цели, и с управляемой групповой дифференциацией, то есть способная использовать уникальный опыт каждого. Команда, все члены которой в равной степени обладают психологической выносливостью, ведь, как утверждал Шумпетер, «инновации — достижение не интеллекта, а воли».

Читайте материал по теме: 6 самых распространенных ошибок в области инноваций

Бьюсь об заклад, вы читаете эти строки с грустью, светлой или, возможно, ностальгической, вызванной воспоминанием о блестящей команде, частью которой вы были однажды. Возможно, вам повезло, и вы работаете в таком коллективе и сейчас. И все же «ровные» команды, скорее, исключение, чем правило. А цепь всегда слаба настолько, насколько слабым оказывается ее самое слабое звено.

ЧЕТВЕРТЫЙ проблемный фактор: доминантный HR-менеджмент

Стив Джобс утверждал, что во время создания первого Mac IBM тратила на проведение исследований почти в 100 раз больше, чем Apple, «но дело не в деньгах, а в людях». Российское управление персоналом достаточно часто сводится к внедрению жесткого распорядка и усердному — часто нереалистичному — нормированию.

Читайте материал по теме: Обратные инновации

Безусловно, крайности есть зло, и если механический контроль — пасть Сциллы, то отсутствие исполнительской дисциплины — водоворот Харибды. Но инновационное развитие — это зона творчества, эвристического поиска, общения и доверия, и HR-стратегия должна быть соответствующей. Управление персоналом в компаниях, стремящихся к развитию, должно быть направлено на становление «инновационно выгодного» мышления и поведения; построение многоуровневой системы управления талантами; создание разнообразных офлайновых и онлайновых пространств для коммуникации экспертов; внедрение прозрачных, но гибких моделей эффективного управления рабочим временем.

ПЯТЫЙ проблемный фактор: слабые презентационные/психологические навыки российских топов

Инновационную идею недостаточно один раз «продать» стейкхолдерам — придется ежедневно «продавать» проект команде, поддерживая ее готовность к интенсивной работе в условиях неопределенности, высокую мотивацию и веру в себя. В этом не помогут инструменты «менеджмента власти»: штатные расписания, приказы, регламенты и распоряжения — предметы в высшей степени полезные и даже необходимые, но для эмоционального вовлечения, увы, недостаточные.

В должностную инструкцию менеджера по инновациям следовало бы внести такой важный пункт, как умение воодушевлять. Умение быть убедительным и харизматичным, использовать факты наряду с метафорами, приводить примеры и рассказывать истории, то есть включать эмоциональный интеллект своей команды, плюс умение давать эффективную обратную связь. Ведь инновационные проекты — это флибустьерские флаги на бригантине, поднятые яростными и непокорными, а, значит, топ-менеджеру нужно увлечь команду «солеными брызгами предстоящего приключения».

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена