Какая почта — такие и инновации | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какая почта — такие
и инновации

Авторы установили корреляцию между распространением почтовых отделений и количеством заявок на патенты, подаваемых в том или ином округе.

Автор: Уолтер Фрек

Какая почта — такие и инновации

читайте также

Как не стать диктатором на работе

Евгений Шевелев

Взаимные услуги плохо отражаются на компаниях

Нэнси ДиТомасо

Новое дело после смертельного диагноза

Стивен Прокеш

Время CHRO: как спасти сотрудников от кризиса и спастись самим

Арианна Хаффингтон

Куда ни протянет правительство свои щупальца, там начинаются инновации.

Поклонники современных технологий сочтут эти слова началом анекдота и спросят, а в чем же его соль, но Америке XIX века это описание соответствует вполне, согласно свежей статье Дарона Аджемоглу из Массачусетского технологического института, Джеймса Робинсона из Чикагского университета и Джейкоба Москона из Гарварда.

В XIX веке закладывается технологическое превосходство США, и, как показали исследования, в эту пору государственный интерес и развитие наук шли рука об руку.

Статья представляет нам новые данные для оценки государственной деятельности. «В XIX веке в США быстро росла объединявшая всю страну сеть коммуникаций, — отмечают авторы, — основой которой стала почта, учрежденная еще Актом 1792 года. В первой половине XIX века почтовая служба была главным государственным работодателем… В 1852 году The New York Times назвала ее мощной рукой правительства».

Исследователи собрали данные по истории почтовой службы США за XIX век и сравнили распространение почтовых отделений по округам, штатам и территориям с данными о зарегистрированных в ту же пору патентах. Авторы предполагают несколько причин, по которым появление почтового отделения само по себе стимулировало новаторские идеи в данном районе: прежде всего, жители округа получали доступ к информации и новым идеям, а к тому же с появлением почты становилось легче заполнять и отправлять заявки на патенты, тем более что за них не требовалось платить почтовые сборы.

Но более того: в почтовых отделениях исследователи видят «знак присутствия государства, его инфраструктурных возможностей».

Авторы установили корреляцию между распространением почтовых отделений и количеством заявок на патенты, подаваемых в том или ином округе. Эта связь сохраняется даже с поправкой на численность населения и другие переменные факторы. Более того, поскольку количество заявок подскакивает после появления почтового отделения (а не наоборот), авторы готовы видеть здесь причинную связь.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Сама постановка вопроса пришла исследователям в голову во время обсуждения новой книги о развитии Америки историка Роберта Гордона.

«Мне не хватило в этой книге реального объяснения того, как создаваемая государством инфраструктура влияла на технологическое развитие США», — говорит Робинсон. В разговоре об экономическом росте Штатов отсутствовали «факторы, которые мы бы непременно затронули в исследовании Африки, Колумбии или Аргентины, — добавляет он. — Нам это показалось странным: развитие Америки должно подчиняться общим законам».

Основным фактором является уровень развития государственных и общественных институтов, как показали в своей предыдущей работе Аджемоглу и Робинсон.

В нашем разговоре Робинсон привел Федеральный закон о гомстедах (1862) как пример существенного влияния государства на экономику. Закон отдавал сотни миллионов гектаров, практически 10% территории страны, в собственность американским гражданам (речь шла только о северянах). Робинсон справедливо указывает, что для освоения западного фронтира огромную роль сыграло не наличие свободной земли как таковой, а законодательное признание прав собственности (по крайней мере для тех, кто соответствовал критериям отбора).

Читайте материал по теме: Краткая история налогообложения в Америке

Такого рода институциональную поддержку Робинсон и его соавторы имели в виду, отслеживая распространение почтовых офисов и появление новых патентов. «В США проявилась способность внедрять правила, которые обеспечивали общественное благо или права собственности. В Колумбии и других бедных странах этого не было», — подытоживают они.

Ныне, когда американцы обсуждают, следует ли ограничить влияние государства, они едва ли думают при этом о почтовых отделениях и правах на собственность. Разумеется, инфраструктурная роль почтовой службы заметно изменилась с появлением интернета. Но относительно эффективные демократические институты Америки остаются ее достоянием, которым объясняется и ее техническое превосходство. Некоторые данные позволяют также предположить, что и современное государство своим участием по-прежнему способствует развитию инноваций.

«Я сравниваю историю США с историей развивающихся стран», — поясняет свой метод Робинсон. Он считает, что американцы склонны недооценивать свои институты. «Ведь исторически один из главных секретов Америки — это создание удивительно жизнеспособного государства», — резюмирует он.