Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса | Harvard Business Review Russia
Управление инновациями

Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса

Пьеро Формика
Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса

Коворкинги продолжают завоевывать популярность, начиная от лондонского «Campus» Google и заканчивая NextSpace в Калифорнии. Эти офисные пространства для совместной работы принято считать новой концепцией организации офисного пространства, которой чуть более десятка лет. Мне же они напомнили об одной очень старой идее — флорентийских мастерских периода Возрождения, где опытные мастера передавали знания своим ученикам, где вызревали таланты и зарождались новые подходы. Именно в этой среде, в атмосфере сотрудничества и соперничества представителей разных поколений, появлялись действительно новые формы.

В эпоху Ренессанса знания стали основой созидательной деятельности, а художественные и ремесленные мастерские Флоренции были, пожалуй, ее самым важным очагом. Здесь под одной крышей встречались и вместе трудились как живописцы и скульпторы, так и архитекторы, математики, инженеры, анатомы и другие ученые, а состоятельные купцы выступали их меценатами. Все эти люди участвовали в создании сплоченных сообществ, в которых вырабатывались не только эстетические и художественные, но также социальные и экономические ценности. В результате на свет появился особый тип предпринимательской культуры с новыми революционными принципами работы, методами разработки и производства продуктов и услуг, а в конечном счете и своим уникальным мировоззрением.

Флорентийские мастерские представляли собой сообщества, объединенные вокруг инноваций и творчества, где мечты и увлечения воплощались в реальные проекты. Ученики и простые работники, ремесленники и инженеры, подающие надежду подмастерья и приглашенные художники оказывали воздействие друг на друга, оставаясь при этом независимыми. В центре таких мастерских находилась фигура Мастера — маститого художника, который подчас в свободной форме направлял разнообразные усилия своих подопечных. И хотя Мастер, безусловно, открывал новые таланты, помогал налаживать связи и учил молодых художников, тем не менее род своих занятий они выбирали сами.

Например, Андреа дель Верроккьо (1435—1488) был знаменитым скульптором, живописцем и ювелиром, однако его ученики не были ограничены профессиональными предпочтениями своего наставника. Молодые художники были вольны заниматься инженерным делом, архитектурой, различными ремеслами или науками. Мастерская Верроккьо породила художников нового поколения — гениальных эклектиков, таких как Леонардо да Винчи (1452—1519), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (ок. 1450—1523) и Доменико Гирландайо (1449—1494).

Читайте материал по теме: Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Какие уроки эпохи Возрождения могут извлечь те, кто сегодня желает построить рабочее пространство, ориентированное на создание инновации и сотрудничество, будь то офис в традиционной организации, коворкинг, бизнес-инкубатор или фаблаб (от англ. fabrication laboratory)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует поближе рассмотреть три качества, которые лежали в основе флорентийских мастерских: стремление воплотить идеи в жизнь, содействие общению и сближение науки и искусства.

Воплощение идей в жизнь. Мастерские эпохи Возрождения были не просто благодатным источником новых идей, прежде всего они способствовали их претворению в жизнь. Следуя примеру прошлого, современные рабочие пространства также необходимо оснастить всем необходимым — чтобы люди могли превращать свои мысли, концепции и планы в готовые проекты и продукты. Придумать нечто новое — задача сама по себе непростая, однако еще сложнее придумать, как это новое применить и превратить в прибыль.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать