Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса | Harvard Business Review Russia
Управление инновациями

Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса

Дэвид Эванс , Ричард Шмалензи
Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса

Одна из старейших бизнес-моделей — находить новые технологии и с их помощью подрывать традиционные предприятия, внедрять инновации и создавать новые источники богатств. Герои нашей последней книги — посредники, которые соединяют различные группы своих клиентов (например, водителей и пассажиров, как в случае с Uber) и помогают им договариваться друг с другом. Платформы, которыми они управляют, предлагают участникам простой и эффективный способ взаимодействия и ведения дел.

В отличие от традиционных бизнес-моделей, посредникам не нужно закупать сырье, производить продукцию, а затем ее распространять. Вместо этого они привлекают к своим платформам участников, а затем сводят их с другими. Можно сказать, что эти люди — это и есть «сырье», из которого они производят свои посреднические услуги.

Современная экономика во многом носит посреднический характер. Мало кто до конца осознает, насколько глубоко это явление проникло в нашу жизнь.

Три из пяти крупнейших мировых компаний — Apple, Google и Microsoft — зарабатывают значительную долю своей прибыли, соединяя самых разных игроков. Например, в случае Apple это разработчики приложений и пользователи. Подобным же образом обстоит дело и с семью самыми ценными «единорогами» — стартапами, стоимостью более $1 млрд., такими как Uber, Airbnb и Flipkart. Не отстают от них и многие другие компании, прошедшие IPO за последние десять лет. Среди них и Visa, соединяющая держателей кредитных карт и продавцов, и Facebook*, котрая помогает найти друзей, рекламодателей и разработчиков.

И дело не ограничивается лишь этими гигантскими корпорациями. Westfield Malls владеет торговыми центрами, которые помогают магазинам и простым покупателям взаимодействовать друг с другом. Этот же принцип используют и многочисленные СМИ, охотящиеся за количеством просмотров, чтобы продать их рекламодателям.

Читайте материал по теме: Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

На самом деле, если задуматься, то и вы, скорее всего, несколько раз в день сталкиваетесь с многочисленными посредниками. К ним относится и операционная система вашего телефона, и электронная биржа, и сайт знакомств.

Фирмы, которые сводят работников с простыми потребителями (пожалуй, самое модное сейчас направление бизнеса), также являются посредниками. Такие компании связывают, например, сиделок и семьи, нуждающиеся в их помощи. Экономика совместного потребления предлагает неиспользуемые мощности (например, те же автомобили) людям, которые хотят их арендовать.

Все посредники играют по схожим правилам, которые, впрочем, заметно отличаются от принципов работы традиционных предприятий.

В чем же заключается главная проблема, стоящая перед такого рода компаниями? Дело в том, что им чрезвычайно сложно набрать критическую массу пользователей той или иной группы игроков, если их платформа не в состоянии обеспечить незамедлительный доступ этих агентов к другим группам пользователей.

Так, в начале своей деятельности OpenTable испытывала трудности с привлечением ресторанов в свою сеть, поскольку на платформе было слишком мало потенциальных клиентов, а те, в свою очередь, не спешили присоединиться к OpenTable в связи с ограниченным выбором заведений. Для того чтобы набрать достаточное количество ресторанов и клиентов, компании потребовалось ни много ни мало шесть лет и десятки миллионов долларов инвестиций. А речь идет всего-то о двух городах — Сан-Франциско и Чикаго. Увы, большинство платформ не могут похвастаться инвесторами, обладающими столь ангельским терпением, поэтому они просто-напросто лопаются после нескольких неудачных попыток достичь необходимой им критической массы. Таковой была судьба сотен бирж в сегменте B2B, приказавших долго жить в начале двухтысячных.

Многие успешные посредники позволяют себе нарушать правила ценообразования, известные даже экономистам-первокурсникам. Они продают свои услуги одной из групп пользователей дешевле их реальной себестоимости, а то и вовсе предлагают их бесплатно или даже дополнительно дарят своим клиентам подарки. Индексирование, которое осуществляет Google, — функция бесценная для веб-сайтов, тем не менее поисковый гигант не просит за эту услугу ни цента. Впрочем, и физические платформы часто придерживаются той же стратегии. Например, торговые центры не берут денег с посетителей и иногда предлагают им бесплатные развлечения.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Начальники не всегда понимают, что делают их сотрудники. Как им помочь?
Арджун Нараян,  Картик Хосанагар,  Раджат Дас,  Рохан Нараяна Мурти,  Скотт Дьюк Коминерс,  Сурадж Шринивасан,  Тарун Ханна