Карьера / Коммуникации

Слезы на работе: так ли это плохо?

Слезы на работе: так ли это плохо?

7 августа 2018|Женева Паттерсон

Я плакала и не могла остановиться. Месяцы работы допоздна, ответственные командировки — и мой профессиональный образ дал трещину. Я пыталась провести презентацию своего квартального отчета, а коллеги ерзали на стульях, протягивали мне салфетки или просто смотрели. Мой начальник резко свернул совещание. Коллеги торопливо вышли из переговорной. Я осталась одна со скомканными бумажными платочками в руках.

Когда женщина плачет на рабочем месте, это часто воспринимается как верный шаг к гибели: «Перестань плакать! Вдруг кто-нибудь заметит» или «Скорее беги в туалет!».

Это лишь два примера советов из всех тех, что я слышала за свою карьеру. И не только я. Мои приятельницы и коллеги рассказывали, что их тоже просили прекратить разводить слезы. Привычный сценарий для женщины, которая заплакала на работе: убежать в туалет, вытереть слезы туалетной бумагой, высморкаться, глубоко вдохнуть и, гордо подняв голову, вернуться в переговорную, на банкет, в конференц-зал или холл. Сделать вид, что просто нужно было отлучиться.

Если не удалось вовремя скрыться, мы сгораем от стыда и начинаем оправдываться: «Прошу прощения», «Не беспокойтесь. Такого больше не повторится», «Вы правы, это так непрофессионально».

Большинство женщин, с которыми я беседовала в ходе работы над статьей, признались, что расплакаться на виду у коллег, особенно мужчин и начальства, — это одна из самых унизительных ситуаций на работе.

Но времена меняются, как и корпоративная культура. Перестанут ли слезы быть предметом позора, если лидеры станут воспринимать их как нечто естественное?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно больше узнать о биологической природе плача и основных различиях между полами. Люди плачут по разным причинам. Том Лутц в книге Crying: A Natural and Cultural History of Tears объясняет: рефлекторные слезы помогают избавиться от раздражителей, базальные защищают роговицу от пересыхания, а эмоциональные выделяются при сильных позитивных и негативных переживаниях. По сведениям Немецкого офтальмологического общества, женщины в среднем плачут под действием эмоций от 30 до 64 раз в год, а мужчины — от 6 до 17 раз. В каждом отдельном случае мужчины плачут от двух до четырех минут, женщины — около шести минут. Плач переходит в рыдание в 65% случаев у женщин, и лишь в 6% у мужчин.

Неудивительно, что женщины на работе плачут чаще мужчин. В большинстве корпоративных культур, созданных мужчинами и возглавляемых мужчинами, противятся этим данным. Эксперт по гендерным вопросам на рабочем месте Сильвия Энн Хьюлетт пишет: «Слезы <...> это только одна из целого ряда непростительных ошибок в коммуникации, которые в один момент могут уничтожить ваш авторитет руководителя». На восстановление авторитета могут уйти годы, а может, придется даже перейти на другую должность. Кэтрин, директор по продажам в компании, торгующей бытовой техникой, заплакала, объявляя своей команде о сокращении годовой прибыли вдвое. На следующий день Дэвид, вице-президент по глобальным продажам, высказал свое мнение в письме: «Соберись, Кэтрин. Слезы на работе неуместны».

С другой стороны, слезы обычно не подрывают авторитет мужчины-руководителя. Напротив, они даже приносят пользу. Когда Дэниэл, старший вице-президент по финансам в международной сети супермаркетов, со слезами на глазах сообщил своей команде, что уходит в долгосрочный отпуск, чтобы «восстановить баланс в жизни после многих месяцев напряженной работы», его поздравили, похвалили за смелость и устроили прощальную вечеринку. Почему к Кэтрин отнеслись с презрением, а к Дэниэлу с одобрением?

Корпоративная культура, как правило, создается, внедряется и укрепляется лидерами. Наиболее эффективны те из них, кто показывает уязвимость и признает свои ошибки. Если лидер хочет создать инклюзивную культуру, то, помимо прочего, он должен содействовать продвижению женщин на высокие руководящие должности. А поскольку плакать для женщин естественно, нужно также стараться привить сотрудникам иное отношение к слезам. Независимо от пола лидер должен понять, как убедить коллектив в том, что слезы — еще один нормальный способ выражения эмоций. Его сообщение должно заключаться в следующем: если кто-то плачет, доверие к нему не пропадет и сомнений в его компетентности не возникнет. Напротив, люди увидят искренность и стремление создать еще более инклюзивную культуру на рабочем месте.

Советы тем, кто плачет на работе

Не стесняйтесь своих слез. Тогда окружающих они тоже не смутят. Глубоко вдохните. Скажите что-нибудь вроде: «Как вы видите, я сильно переживаю, потому что я очень ценю нашу работу».

Посмейтесь. Нет ничего лучше, чем посмеяться вместе, чтобы разрядить обстановку. Если получилось рассмеяться сквозь слезы, скажите: «Для меня это действительно много значит».

Если ваш плач усиливается, извинитесь и выйдите из кабинета. Вернувшись обратно (или на следующей встрече), вернитесь к этой теме и ясно все разъясните, следуя первым двум пунктам.

Советы руководителям, чьи подчиненные плачут

Покажите, что считаете слезы естественным спонтанным процессом. Тогда и другие будут воспринимать плач как нормальное поведение. Можете сказать, например: «Многие из нас тоже переживают из-за этого. И я тоже еле держусь!»

Поделитесь с коллегами историей о том, когда вам тоже приходилось плакать на работе. Так вы покажете, что ранимость — это нормально, и усилите доверие и ощущение безопасности. Кроме того, все будут заранее знать, что могут позволить себе слезы в будущем (и не обязательно ждать, пока вы заплачете).

В моем случае, я превратила свои слезы в прекрасную возможность испытать способность моей команды к состраданию. На следующем совещании я посвятила минуту этой теме. Я сказала: «Вы, наверное, заметили, что я плачу, когда испытываю сильные эмоции. Я плачу, когда сильно нервничаю, из-за конфликтов, от радости». Я рассказала о том, как по-разному воспринимаются мужские и женские слезы. Потом я улыбнулась, а коллеги улыбнулись мне в ответ. Я добавила: «В следующий раз не нужно выходить, если я заплачу. И если вам тоже хочется поплакать, не стесняйтесь ко мне присоединиться».

Об авторе. Женева Паттерсон — старший преподаватель в Центре креативного лидерства в Брюсселе.

https://hbr-russia.ru/karera/kommunikatsii/777635

2018-08-07T11:33:05.000+03:00

Wed, 08 Aug 2018 07:19:56 GMT

Слезы на работе: так ли это плохо?

Как слезы могут помочь сотрудникам понять друг друга

Карьера / Коммуникации

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/64/169hv/original-1ir.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия