Шесть советов работающим родителям | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов
работающим родителям

Что нужно делать, если вы совмещаете работу и воспитание детей-школьников

Автор: Дейзи Вейдман Доулинг

Шесть советов работающим родителям
Иллюстрация: MINT IMAGES/GETTY IMAGES

читайте также

Зверская работа. Беседа с дрессировщиком Мстиславом Запашным

Фалалеев Дмитрий

Уважение заразительно

Кристи Роджерс

7 правил проведения собеседований: как принять на работу лучших из лучших

Джон Салливан

Обратите внимание на ваши корпоративные эксперименты

Майкл Лука

Список задач работающего родителя бесконечен, а уровень стресса высок. И часто создается впечатление, что источник всех этих дел и тревог — школа вашего ребенка. Но есть и хорошие новости: существуют эффективные методы, чтобы справляться с такими угнетающими обязанностями, как «отвезти детей в школу», «помочь с домашней работой» и «посетить родительское собрание», и в то же время по-прежнему эффективно и успешно работать.

Вот несколько простых конкретных советов от учителей, сотрудников школьной администрации и опытных родителей. Эти техники позволят любому работающему родителю с детьми-школьниками обрести уверенность.

Объясните, почему (а не только когда) вы будете отсутствовать на работе. Вместо того, чтобы говорить начальнику и коллегам, что вас «не будет в офисе завтра после обеда», объясните: «Я уйду из офиса завтра после обеда на два часа, чтобы встретиться с учителем в школе сына. Нас беспокоят его оценки по математике, и мы поговорим с учителем о том, как помочь сыну в течение лета и в следующем учебном году. Я снова буду на связи к 18:00, и мы сможем обсудить проект бюджета на завтрашней встрече». Благодаря второму объяснению вашим коллегам будет гораздо легче понять вас, посочувствовать и встать на вашу сторону. Кроме того, оно лучше демонстрирует вашу преданность работе.

Планируйте и объединяйте волонтерские задачи. Даже если ваше рабочее расписание очень гибкое, вероятность того, что вы сможете посетить все школьные благотворительные мероприятия и экскурсии, невелика. Вот как надо поступить: в первую неделю учебного года сообщите преподавателям вашего ребенка и/или школьным координаторам волонтеров, что вы с радостью выполните свою часть обязанностей, но сделаете все это за один раз. Вы заранее внесете в расписание день на личные дела или возьмете отгул, чтобы использовать его исключительно для школьной волонтерской работы. Может быть, с утра вы будете «помощником по чтению» на уроке дочери во втором классе, после обеда совершите обход района в школьном патруле безопасности, а в 17:00 будете вести протокол встречи родительского комитета по сбору средств. И уже в конце дня с радостью осознаете, что полностью — и эффективно — выполнили свой долг.

Уделяйте время тому, что наиболее важно. У всех работающих родителей насыщенное расписание, однако, желая принять полное участие в образовании детей, многие из нас склоняются к занятиям, которые забирают много времени и при этом, возможно, не оказывают большого влияния на успех детей в школе, считает эксперт по школьному образованию Ариэла Розман, партнер-учредитель некоммерческой организации EdNavigator. Розман добавляет: «Возможно, существуют веские причины для того, чтобы вы принимали участие в школьных сборах средств и мероприятиях или каждый вечер помогали ребенку с домашней работой. Может быть, вы хотите поддержать школьное сообщество или просто провести время вместе с ребенком. Но подумайте над тем, чтобы уделить время тому, что точно дает отличные результаты». Розман ссылается на революционное и всеобъемлющее научное исследование «Сломанный компас», проведенное профессорами Техасского Университета и Университета Дьюка. Они обнаружили, что несколько родительских привычек имеют важное значение, например, чтение вслух детям и обсуждение с подростками планов об учебе в вузе.

Заведите привычку заниматься всей семьей. Вместо ежевечерней драмы, связанной с домашними заданиями (постоянные напоминания, борьба авторитетов, сделки, слезы), каждый вечер неукоснительно выделяйте время, когда вся семья занимается вместе за обеденным столом молча и сосредоточенно. Дети выполняют домашнюю работу, а вы просматриваете оставшиеся рабочие письма в электронной почте или читаете. Когда звонит будильник, время занятий заканчивается, и вся семья может насладиться отдыхом или приятным занятием, например, совместным просмотром любимой телепередачи. Такой распорядок, вероятно, будет нелегко поддерживать в первые несколько вечеров, но его преимущества велики, а дети смогут быстро приспособиться. Они научатся лучше сосредотачиваться, быть эффективнее, чередовать периоды работы с отдыхом, чтобы справляться с большой нагрузкой. Эти навыки сделают их успешнее и счастливее в школе и в целом в будущем. Кроме того, таким образом установите четкую границу между работой и развлечениями: это жизненно важно и полезно для всей семьи в нашем постоянно активном мире.

Относитесь к сотрудникам школы как уважаемым коллегам (потому что так оно и есть). Для многих родителей взаимоотношения с педагогом сложны и туманны. Учитель — всесильный оценщик, способный несколькими росчерками красной ручки изменить будущее вашего ребенка? Или подрядчик, которого нужно постоянно подталкивать, чтобы обслуживание было на достойном уровне? Ожидают ли ужасные последствия вашего ребенка, если вы присоединитесь удаленно к родительскому собранию, если вы в командировке? Ответ на все эти вопросы — «нет», но вам действительно нужно построить прочные рабочие отношения с учителями. Для этого вспомните о ценном коллеге, с которым вам нравится работать над сложными проектами. С ним вы постоянно общаетесь и делитесь всей важной информацией, сообща разрешаете проблемы и преодолеваете препятствия. От ценного коллеги вы с готовностью принимаете конструктивные комментарии и, в свою очередь, даете ему советы в атмосфере уважения, доверия и юмора. Используйте точно такой же подход с преподавателями. Сообщите учительнице вашего сына, что на следующей неделе будете в командировке, на тот случай, если ваш ребенок-третьеклассник закапризничает. Предупредите о том, что у дочери трудности с домашней работой, и спросите, как лучше всего ее поддержать. Скажите учителю, что вашему сыну очень понравился эксперимент по химии. Преподаватели — это профессионалы и в то же время люди. Они заметят и оценят ваше сотрудничество и, скорее всего, ответят тем же.

Помните о том, к какой цели вы двигаетесь. Школа со всеми ее дедлайнами, сложностью, аттестациями и социальным давлением может быть пугающим опытом для детей и родителей. На фоне этого шума и загруженности может быть полезно снова найти точку опоры, вспомнив о двух ключевых результатах, к которым вы — как и все родители — действительно стремитесь: самостоятельности и новых возможностях. Вам хочется, чтобы ваши сын или дочь стали компетентными, ответственными взрослыми людьми, способными жить в сложном мире. И вам хочется, чтобы перед ними открылось максимальное количество дверей в сфере высшего образования, а позднее и карьеры. Но вам не нужно обеспечивать своему ребенку безупречный, совершенно лишенный трудностей и препятствий опыт в школе для достижения этих целей. Это нормально (и даже желательно), если у вашего ребенка будут сложности с делением в столбик, ссора на игровой площадке или если вы пропустите несколько его футбольных матчей. Это может быть неприятно, особенно для вас — целеустремленного профессионала, но подобный опыт нужен вашему ребенку, чтобы самостоятельно стать независимым, стойким и в итоге успешным.

Быть родителем детей-школьников и в то же время успешно развивать основную карьеру — это почти то же самое, что участвовать в марафоне и бежать в гору: дорога кажется долгой и крутой, а остановки не предусмотрены. Но помните о том, что школа будет не единственным местом, где ваш ребенок получает образование. Как и все родители, вы научите ребенка самому важному: тому, как важен усердный труд, как ценна преданность семье и какое удовлетворение приносит хорошо выполненная трудная работа.

Об авторе. Дейзи Вейдман Доулинг (Daisy Wademan Dowling) — основатель и генеральный директор консалтинговой фирмы Workparent. Мы публикуем сокращенный и отредактированный вариант ее статьи для американского сайта hbr.org. Полную версию на английском языке читайте здесь.