Шесть шагов для работы с тем, кто вам не нравится | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

Шесть шагов для работы с тем, кто вам не нравится

Марк Невинс
Шесть шагов для работы с тем, кто вам не нравится
ANNIEPADDINGTON/GETTY IMAGES

Недавно мне позвонила бывшая клиентка, назовем ее Кейси. Несколько месяцев назад я консультировал ее, когда она переходила на новую должность в престижную международную компанию на рынке финансовых услуг. Вспомнив, как сознательно и вдумчиво Кейси подошла к смене работы, я ожидал, что разговор наш будет посвящен ее первым успехам на новом месте. Однако оказалось, что Кейси столкнулась с простой, но серьезной проблемой: ей не удавалось поладить с коллегой (назовем ее Марта), которая занимает такой же руководящий пост, что и Кейси, но в другом отделе. Их общение не заладилось с самого начала и не потеплело со временем. Кейси рассказала мне, что теперь ей очевидно: плохие отношения с Мартой помешают ей расти и, возможно, поставят крест на карьере в этой компании.

Вместе с Кейси мы изучили ситуацию. Оказалось, что Марту нельзя назвать сложным или неприятным человеком. Наоборот, ее считают талантливым, опытным и всеми любимым руководителем. Кейси признала, что Марта ей просто не нравится. У них разный стиль, и Марта ее раздражает. При этом, судя по схеме всех важных сотрудников компании, которую сама Кейси составила в первые дни работы, партнерские отношения с Мартой необходимы для достижения тех рабочих целей, которые ставит перед собой моя клиентка. Честно оценив свои действия, Кейси осознала, что игнорировала Марту, не поддерживала связь с ее командой и в целом старалась так или иначе ее избегать, из-за чего ее новая коллега не чувствовала, что ее вклад и точка зрения важны для Кейси.

Чтобы наладить работу с Мартой, Кейси удалось найти несколько полезных подходов. Их нельзя назвать особенно легкими или приятными. Но эти идеи пригодятся любому человеку, которому нужно работать с кем-то, кто попросту не нравится.

Задумайтесь о причине напряженности в отношениях и вашей на нее реакции

Первый шаг — это всегда принятие и рефлексия. Напомните себе, что, хотя и невозможно поладить со всеми на свете, всякое взаимодействие с людьми несет в себе потенциальную ценность. Вы можете и должны учиться почти у всех, кто встречается у вас на пути, и ответственность за это лежит исключительно на вас, даже если отношения с каким-то отдельно взятым человеком у вас непростые. Честно ответьте на вопрос, чем вызваны трения с коллегой, и какую роль в этом сыграли вы. Возможно, ваша реакция на проблему и есть ее причина (а ничего, кроме собственной реакции, вы контролировать не можете). Кейси пришлось признать, что в ее ситуации проблема была скорее в ней самой, а не в антипатичности Марты.

Старайтесь понять точку зрения другого человека

Редко кто просыпается по утрам с мыслью испортить вам жизнь. Выделите время, чтобы хорошенько обдумать точку зрения другого человека, особенно если от него зависит ваш успех. Спросите себя, почему этот человек так себя ведет. Что им движет? Как он воспринимает вас? Что ему может от вас понадобиться? Кейси стала лучше относиться к Марте, когда поняла, что у ее коллеги такие же важные цели и мотивы, и они не противоречат ее собственным.

Решайте проблемы вместо того, чтобы критиковать и соперничать

Чтобы эффективнее сотрудничать с другими людьми, нужно отказаться от конкурентного подхода в пользу коллективного. Одна из тактик состоит в том, чтобы привлечь человека к решению проблемы. Вместо того, чтобы избегать коллегу, обратитесь к нему за помощью напрямую. Кейси пригласила Марту на ланч и откровенно рассказала ей о своих переживаниях: «Мне кажется, что сейчас мы сотрудничаем менее эффективно, чем могли бы. А вы как думаете? Как считаете, что можно сделать, чтобы улучшить нашу совместную работу?» Люди часто раскрывают свои карты, если вы, не побоявшись показаться уязвимыми, прямо спросите их об этом.

Задавайте больше вопросов

В напряженных ситуациях многие пытаются угадать правильное решение, что порой чревато самоуверенностью, от которой обычно всем только хуже. Лучше задавать вопросы, причем желательно открытые, предполагающие развернутый ответ и возможность диалога. Абстрагируйтесь от личных интересов, придумайте хорошие вопросы и наберитесь терпения, чтобы по-настоящему выслушать другого человека.

Выясните, какой стиль общения вам подходит

Любой конфликт легко списать на отсутствие «химии в отношениях». Однако у всех людей своя манера общения, и зачастую полезно знать, чем отличаются ваши подходы. За ланчем Марта и Кейси выяснили, что обе в свое время прошли опросник Майерс — Бриггс для определения типа личности. Когда они поделились друг с другом результатами, оказалось, что Кейси — одновременно ярко выраженный интроверт и отчетливый сенсорик. Это значит, что она любит работать одна в тишине и делать выводы на основе большого количества данных. Марта же, наоборот, экстраверт и сильный интуит. Ее сильные стороны — молниеносная реакция, умение комплексно оценивать ситуацию и решать задачи в команде. Учитывая такие разные предпочтения и манеру общения, неудивительно, что Марте и Кейси оказалось некомфортно работать вместе. Но как только они выяснили, чем отличаются их стили работы, они поняли, как стоит поменять подход к сотрудничеству, чтобы дополнять друг друга.

Обращайтесь за помощью

Обращение за помощью способно перезагрузить сложные отношения, потому что просьбой вы показываете, что умеете ценить опыт и ум другого человека. За ланчем Кейси набралась смелости, чтобы сказать Марте: «Вы дольше меня здесь работаете. Мне кажется, я уже начала немного разбираться, как все устроено, но буду благодарна, если вы мне поможете». Дальше она узнала у коллеги, на чем стоит сконцентрировать больше усилий, а на чем — меньше. Также она спросила, не упускает ли возможность наладить рабочие связи с кем-то из коллег, и выяснила, какие советы Марта хотела бы получить, когда сама начала работу в компании.

Отношения Кейси и Марты значительно улучшились. Во время нашего последнего разговора Кейси рассказала, что они часто общаются с Мартой лично, с помощью смс или в Slack и регулярно ходят друг к другу на совещания отдела. Раз в квартал они собирают свои команды на общую встречу, в ходе которой все участники оценивают общий прогресс и придумывают способы учиться друг у друга и улучшать совместную работу. Хотя Марта и Кейси не стали подругами, которые часто видятся вне офиса, как коллеги они стали взаимодействовать намного лучше и понравились друг другу сильнее, чем рассчитывали.

Во многом Кейси удалось изменить отношения с Мартой, потому что она приняла меры в тот момент, когда «цемент еще не застыл» и негативная динамика в отношениях с Мартой не укрепилась. Моя клиентка вовремя успела оценить свое поведение, адаптироваться и наладить связь с коллегой. Да, эффективно сотрудничать с людьми, которые вам не нравятся, возможно, но для этого именно вы должны проявить инициативу.

Об авторе. Марк Невинс (Mark Nevins) — президент Nevins Consulting, консультирует топ-менеджеров по вопросам лидерства, изменений и эффективности. Вместо с Джоном Хилленом он написал книгу What Happens Now: Reinvent Yourself as a Leader Before Your Business Outruns You («Что дальше: руководителям пора переродиться, пока их не обогнал собственный бизнес»).

советуем прочитать
История о традициях
Гирев Андрей
Игровой характер
Браун Сили Джон,  Томас Дуглас