Три совета для трудных переговоров | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три совета для
трудных переговоров

Что делать, если ставят ультиматум, тянут время или навязывают новые условия

Автор: Малхотра Дипак

Три совета для трудных переговоров
Фото: rawpixel / Unsplash

читайте также

Нет оправданий для отказа от стратегии

Фрэнк Сеспедес

Осознанность как инструмент стратегии

Джим Батчер

Cтереотипы мышления менеджера

Исмагилова Файруза

«Самые умные»: как самоуверенность может привести вас к катастрофе

Дженнифер Логг,  Джоуи Чэн,  Дон Мур,  Элизабет Тенни

В своей книге Negotiating the Impossible я описываю, как эффективно вести переговоры, если что-то пошло не так. Например, в ситуации, когда у вас заканчиваются козыри и рычагов давления на собеседника не остается. Или во время обсуждения сделки, которое заводит всех в тупик, или тогда, когда на поверхность всплывает старый, но так и не разрешенный конфликт. В таких ситуациях между участниками переговоров возникает недоверие, а порой у них и вовсе пропадает желание идти даже на малейшие уступки.

Многие из моих советов могут оказаться полезными для устранения подобных препятствий. Я опишу три самые распространенные и трудные ситуации в переговорах, а также модели поведения, которыми могут воспользоваться ваши оппоненты (и, конечно, дам несколько простых советов, как реагировать на их выпады).

Тактика №1: «Мы ни за что не…»

Что делать. Мой ответ на любой ультиматум — независимо от типа переговоров — всегда простой: я полностью игнорирую его. Я не переспрашиваю людей, не прошу их что-то повторить или уточнить. Зачем? Многие ультиматумы не являются препятствием для продолжения переговоров. Иногда люди просто ведут себя эмоционально, или пытаются овладеть ситуацией, или используют не самые приятные слова в попытке взять верх. Не зацикливайтесь на ультиматуме, и вам же будет проще отступать на заранее подготовленные позиции, если необходимость в этом возникнет. Почему так происходит? Наступит такой день (пройдет неделя, месяц или даже несколько лет), когда другая сторона в переговорах наконец-то осознает, что ее заявление было ошибкой, что она вовсе не собиралась делать то, о чем так яростно заявляла. Может даже оказаться так, что в ее же интересах было поступить с точностью до наоборот. Когда этот день все-таки наступит, последнее, чего бы мне хотелось, – чтобы эти люди потеряли свое лицо.

Часто бывает и так, что на переговорах ваши оппоненты могут преувеличить или даже пожертвовать своими интересами, если для них это единственный способ сохранить лицо. Если игнорировать ультиматум не получается, прежде чем продолжить, вам следует сделать так, чтобы заявление не было столь категоричным. Например, если ваш собеседник настаивает («Мы ни за что не будем реализовывать этот проект»), я бы предложил следующий вариант ответа: «Я прекрасно понимаю, учитывая нынешнее не самое простое время, что для вас реализация этой задачи была бы крайне сложной...». Таким образом, я по сути даю им два выхода из этой ситуации. Это будет «крайне сложно», но не невозможно, и «нынешнее не самое простое время» означает, что рано или поздно кризис или временный спад закончится.

Тактика №2: «И кое-что еще...»

Что делать. Крайне неприятно, когда люди вписывают какие-нибудь дополнительные условия в контракт в тот самый момент, когда вы уже подумали, что все обсудили и сделка закрыта. Если подобные неприятные ситуации все-таки случаются, тому есть две наиболее вероятных причины. Первая: другая сторона считает, что вы заинтересованы в сделке больше, чем она, и попросту манипулирует вами. Вторая причина: дополнительные требования противоположной стороны действительно важны для нее, и она настаивает на том, чтобы вы согласились с ними.

Если какое-то требование так важно для ваших оппонентов, то вы должны понять, почему оно важно: следует продолжить диалог и обсудить возможность включения дополнительных условий или пунктов соглашения в контракт. Если вашим партнерам так необходимо пересмотреть какие-то условия, значит каждый пункт, а также уступки, на которые эти люди готовы пойти в ответ, нужно обсудить. Если для них это действительно важно, они должны быть готовы проявить гибкость в обсуждении тех вещей, которые представляют ценность и для вас.

Тактика №3: «Отлично! Я обсужу это со своим боссом…»

Что делать. Сначала обсудите технические процедуры переговоров, а потом уже переходите к их сути. Так, например, вы ведете переговоры в течение нескольких месяцев, и в тот самый момент, когда вы решили, что дело сделано, вам говорят, что нужно еще шесть месяцев, или что кто-то еще должен подписать документ, или что теперь надо взять паузу и сравнить предложения конкурентов с вашим. Многие из этих проблем возникают из-за того, что вы не согласовали порядок действий и различные технические процедуры (вроде подписей многочисленных топов на документах), а сразу же перешли к сути переговоров.

Другими словами, перед тем как погружаться в обсуждение основных условий сделки, постарайтесь узнать побольше о самом процессе (и разложить его на этапы): как вы будете двигаться от той точки, с которой вы начали, к финишу. Спросите своего потенциального партнера о том, сколько времени занимают в их компании закрытия подобных сделок; кто должен принимать участие в этом процессе; что может его ускорить или замедлить; что планируется обсудить на встрече, которая запланирована на следующую неделю, и когда будут обсуждаться вопросы, которые больше всего волнуют обе стороны. Если вы начинаете обсуждение с того, как происходит согласование сделки, вы, скорее всего, не допустите промахов при дальнейшем проведении переговоров.

Об авторе. Дипак Малхотра (Deepak Malhotra) — профессор менеджмента в Гарвардской школе бизнеса и автор книги Negotiating the Impossible.