«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в трудной ситуации | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в трудной ситуации

Дебора Грейсон Ригель
«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в трудной ситуации
HANS BERGGREN/GETTY IMAGES

У всех случаются плохие дни на работе, но у некоторых это происходит чаще, чем у других. Вы можете расстроиться из-за того, что не удалось выполнить план по продажам, злиться, что повышение досталось другому сотруднику, или грустить из-за сокращений в своем отделе. Нравится вам это или нет, негативные эмоции являются частью работы в любой компании.

Впрочем, одно дело испытывать негативные эмоции самому и, хорошо себя зная, понимать, сколько времени уйдет на то, чтобы их преодолеть. Совсем другое — когда с продолжительными трудностями сталкивается ваш коллега, и спустя какое-то время вы начинаете думать: «А не пора ли ему уже с этим справиться?».

Даже если вы понимаете, что на восстановление после трудного периода нужно время, вы можете испытывать нетерпение. Почему это происходит? Дело в том, что отчаяние и разочарование вашего коллеги могут негативно сказаться на результатах его работы, а это, в свою очередь, отражается и на вашей деятельности. Кроме того, исследования показывают, что эмоции заразны, и чем дольше ваш коллега чувствует себя плохо, тем выше вероятность того, что вы сами подхватите этот «вирус». К тому же со временем вы можете почувствовать, что у вас не остается сил и способов, чтобы оказывать помощь, проявлять эмпатию или даже интерес.

Как бы вам ни хотелось, чтобы коллега поскорее пришел в себя, вы не сможете ускорить этот процесс. Конечно, вы можете ухудшить положение вещей, если будете его игнорировать, осуждать, избегать, вступать с ним в конфликт, обсуждать его у него за спиной или говорить ему при встрече: «Хватит ныть!» Единственный способ выйти из тяжелой ситуации — пережить ее. Поэтому лучший способ помочь коллеге примириться с обстоятельствами и успокоиться — это предоставить ему возможность самостоятельно справиться с эмоциями.

Что вы можете сделать? Примите его текущее состояние и дайте ему возможность проанализировать свои эмоции и потребности, подумать о том, что мешает ему прийти в себя, и как он сам предпочел бы с этим справиться. Все это можно сделать, если следовать практике «принятия переживаний», то есть не избегать негативных эмоций и других неприятных состояний. Что из себя представляет эта практика?

Вместо того, чтобы сказать коллеге: «Ты слишком сильно из-за этого переживаешь», попробуйте сказать: «Похоже, это сильно на тебя влияет. Расскажешь, что происходит?»

Почему так лучше? Вместо того, чтобы судить о степени адекватности чужой реакции (едва ли ваш собеседник это оценит), вы признаете ситуацию и даете коллеге возможность высказаться.

Вместо фразы «Перестань так сильно переживать», скажите: «Ты выглядишь обеспокоенным. Что тебя больше всего волнует?»

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему потребители восстают против слоганов
Лоран Джулиано,  Дальтон Эми,  Анраде Эдуардо
Уроки  Tesla
Натан Ферр,  Джефф Дайер