Два правила конструктивной критики | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

Два правила конструктивной критики

Дон Норман , Роберто Верганти
Два правила конструктивной критики
callmefred / Unsplash

Одна из самых популярных в сфере инноваций мантр звучит так: «Избегайте критики». Подразумевается, что критика душит творческий настрой и убивает энтузиазм команды. Неприязнь к критике стала особенно распространенной в последние 20 лет, особенно среди адептов дизайн-мышления. К примеру, в 1999 году в программе ABC Nightline «The Deep Dive», где были подробно описаны идеи дизайн-мышления, критика оценивалась как явно негативное явление.) Первое правило мозгового штурма инновационной дизайн-студии IDEO звучит так: «Откажитесь от осуждения». Его применение на практике означает следующее: когда кто-то предлагает идею, не говорите «Да, но...», говорите «Да, и...». Предполагается, что это стимулирует к дополнению новых деталей к первоначальной идее.

Нам бы хотелось оспорить такой подход. Он вызывает ложное и поверхностное ощущение совместной работы, которое ведет к компромиссным решениям и слабым идеям. По нашему мнению (оно подтверждено годами исследований и участия в инновационных проектах), эффективные команды не отказываются от критических размышлений, критика только помогает им при созидании.

Мы предлагаем другое правило: правило «Да, но… И...». Чтобы объяснить принцип его действия, сначала нужно выяснить, почему принципы критики («Да, но...») и формирования идей («Да, и...») не работают по отдельности.

Правило «Да, но…». Проблема в том, что у каждой, даже самой исключительной идеи есть недостатки. Особенно их много у исключительных идей, поскольку исключительные идеи касаются неизведанных пространств. Но если кто-то считает, что наличие недостатка отрицает жизнеспособность идеи, он рискует упустить что-то действительное великое.

Правило «Да, и…». Мысль о том, что идея важна сама по себе, а критика может помешать творческому процессу, звучит неплохо. Однако без критического взгляда трудно понять, почему исходная идея не сработала. Новые предложения могут оказаться ненужными отклонениями от исходной мысли или даже концепциями, полностью противоречащими ей. А команда при этом потеряет возможность глубоко подумать над исходной идеей. Такой процесс можно сравнить с движением вперед без видимого прогресса.

Правило «Да, но… И...». Мы рекомендуем совместить лучшие приемы критичного подхода с поддержкой идей. Когда вы озвучиваете идею А, ваш коллега дает конструктивную обратную связь, говоря о возможных недостатках (это то самое «но»), а затем отмечает возможные способы их устранения. Таким образом, на свет появляется идея Б (это то самое «и»). Вы, в свою очередь, делаете то же самое: признаете ценность идеи Б, предоставляете конструктивную критику и совместными усилиями достигаете лучшего результата. В ходе этого процесса к критике и предложениям могут подключаться и другие. Такое конструктивное взаимодействие запускает цикл критических диалогов, которые способны привести к сильной прорывной идее.

Обратите внимание, что необходимо ставить «но» перед «и». Чтобы развить вашу идею, вашему коллеге недостаточно просто внести усовершенствованное предложение. Для начала он должен предоставить критику, что позволит вам получить конкретную ценную информацию и увидеть слабые стороны своей еще недозревшей идеи. Так вы с командой будете готовы погрузиться в следующий этап работы. Комбинация «но» и «и» приводит к реальному прогрессу, позволяя увидеть положительные и отрицательные стороны и с каждой итерацией погружаться в процесс все глубже.

Чтобы создать прорывную идею, необходимо пользоваться тем преимуществом противодействия, которое дает критика, а не избегать его. В своем исследовании разногласий Чарлан Немет демонстрирует, что дебаты и критика не разрушают идеи, а наоборот, стимулируют их. Прогрессу требуются столкновения и искры, а не компромиссы и откладывания на потом.

Франческа Джино справедливо считает, что критика работает только тогда, когда ведет к совершенствованию идеи. Ключевой элемент этого процесса — умение с уважением слушать и признавать талант и способности своих коллег. Когда «но» становится угрозой для идеи (или, что хуже, для другого человека), результат может оказаться весьма прискорбным. Добавив к «но» облегчающее «и», можно стимулировать конструктивную и позитивную критику, превращая ее из убийцы идей в способ раскрыть творческий потенциал.

Критика, креативность, любопытство

Правило «Да, но… и...» необходимо применять в высшей степени внимательно и аккуратно. Предлагаем несколько простых инструкций, которые помогут в этом. Во-первых, когда вы критикуете идеи других людей, необходимо как можно лучше задействовать творческое мышление.

  • Если вы замечаете слабые стороны идеи, не говорите «Это так не работает». Постарайтесь объяснить проблему и предложите возможные улучшения, которые помогут реализовать идею.

  • Если вы не понимаете суть идеи, не говорите «Мне непонятно». Вместо этого укажите на конкретные непонятные места и предложите возможные интерпретации (например, «Вы имеете в виду А или Б?»). Это поможет участникам посмотреть на вещи более широко.

  • Если вам нравится идея, не принимайте ее как должное. Вместо этого подумайте над ее возможными улучшениями и расскажите о них.

Во-вторых, когда вы слушаете чью-то критику, необходимо извлечь из нее максимальную пользу и чему-то научиться. Лучше всего слушать внимательно, с любопытством и спрашивать себя: «Почему мой коллега предлагает противоположную точку зрения? Может быть, за нашими взглядами есть и другая, еще более удачная идея?» Критика в таком случае станет позитивной силой, которая мотивирует команду сфокусироваться на преодолении слабостей и совершенствовании исходного замысла.

Секрет инновационной критики лежит во взамодействии участников обсуждения. Те, кто высказывает критические замечания, должны сделать их максимально позитивными и конструктивными. Те, кто принимает критику, должны извлекать из нее уроки и улучшать свои идеи. Критика, если к ней относиться с уважением и любопытством, становится наиболее совершенной формой творчества. В критике может таиться очарование, страсть и вдохновение. Давайте объединим «Да, и...» вместе с «Да, но...» и получим конструктивное и позитивное «Да, но… И...».

Об авторах. Роберто Верганти (Roberto Verganti) — профессор в Миланском политехническом университете, член совета правления Европейского совета по инновациям, автор книги «Overcrowded. Designing Meaningful Products in a World Awash with Ideas».

Дон Норман (Don Norman) — профессор и директор Лаборатории дизайна в Калифорнийском университете Сан-Диего, автор книги «Дизайн привычных вещей». Ранее занимал должность вице-президента в Apple.

советуем прочитать
Сотрудники будущего: где найти и чему учить
Вера Витальева,  Елизавета Муравьева
С инвесторами надо разговаривать…
Клаудио Фернандес-Араос