Пять шагов к блестящей презентации

Пять шагов к блестящей презентации
13 сентября 2019| Кармин Галло

Стив Джобс был самым удивительным оратором своего времени среди бизнесменов. Билл Гейтс однажды назвал его «волшебником», который «околдовывает» свою аудиторию. Журнал Fortune писал, что ключевые тезисы его выступлений могли «заставить трепетать даже самых бесчувственных». Джобс — один из немногих CEO, чьим презентациям посвящена отдельная страница в Wikipedia. Основных идей его выступлений было достаточно, чтобы вызвать рост акций Apple.

Но если заглянуть за кулисы, то станет понятно, почему его презентации оказывали такое волшебное воздействие: практика и еще раз практика. «Большинство людей не осознают, что выступление, которое выглядит спонтанным, в действительности долго репетировалось, — рассказывал мне Джон Скалли, бывший CEO Apple. — Стив обдумывал каждое слово, каждый шаг, каждый демо-ролик».

Презентации лучших спикеров выглядят непринужденными именно потому, что на их совершенствование было потрачено много сил.

Почти 20 лет я работаю с лидерами крупнейших мировых брендов, в том числе Amazon, Coca-Cola, Intel и McKinsey, чтобы помочь им научиться выступать не просто хорошо, а прекрасно. Их часто удивляет мой совет, но репетиции — лучшее, на что можно потратить время перед важной презентацией. Чем больше подготовки, тем меньше паники и больше уверенности.

Подумайте об этом с такой точки зрения: космонавты, пилоты пассажирских самолетов и спецназовцы не рождаются со способностью сохранять спокойствие в кризисной ситуации. Они отрабатывают поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях, сходных с реальными. Аналогично многократные публичные выступления уменьшают тревогу, часто испытываемую перед важным мероприятием. Репетиции вовсе не лишают вас естественности, а позволяют наслаждаться моментом и доносить свою мысль со страстью и энергией. Эти пять советов помогут вам с максимальной пользой потратить время на репетиции.

Пообещайте себе стать в 10 раз лучше

Популярная в бизнесе «философия десятикратного роста» обязана своим возникновением сооснователю компании Google Ларри Пейджу. Там, где лидеры довольствуются улучшением результатов на 10%, Пейдж требует от своей команды создавать продукты, в 10 раз превосходящие продукты конкурентов. Более низкий результат, считает Пейдж, означает, что продукт или компания выглядит так же, как все остальные. Та же стратегия применима к публичным выступлениям. Если вы хотите, чтобы ваша презентация была захватывающей и существенно отличалась от презентаций конкурентов, будьте готовы репетировать больше, чем прежде, и в 10 раз упорнее, чем конкуренты.

Один руководитель, с которым мне довелось работать, готовился к проведению ежегодного собрания по продажам. Он планировал отрепетировать свою 20-минутную презентацию за 15 минут до начала собрания. Я сказал ему, что Джилл Болт Тейлор репетировала свое 18-минутное выступление на конференции TED около 200 раз, прежде чем выйти на сцену, что обеспечило ей десятикратное преимущество. Ее речь под названием «Stroke of Insight» посмотрели 25 млн раз только на сайте TED.

Репетировать с целью улучшить свое выступление в 10 раз — не такая сложная задача, как может показаться. Можно повторить первые несколько минут вступительной части за рулем или во время прогулки. Если в презентации имеется особенно сложный или технический раздел, потратьте на несколько часов больше, вслух репетируя эти слайды.

Начинайте и заканчивайте убедительно

В какой-то момент вы можете испугаться, что ваше выступление выглядит слишком заученным. И здесь коммуникации становятся скорее искусством, чем наукой. Ваша задача — выглядеть уверенно, не зазубривая каждое слово и оставляя место для спонтанности.

Помните, что две самые важные части вашей презентации — это начало и конец. Вступительная часть задает тон всей презентации и помогает заинтересовать аудиторию. От заключительной части зависит, какие идеи вынесут люди из вашего выступления и какое впечатление останется у них от презентации в целом.

Выступление на конференции TED — один из немногих случаев, где имеет смысл заучить каждое слово, потому что там установлен жесткий лимит в 18 минут. Для обычной деловой встречи стоит запомнить две первые и две последние минуты вашей презентации, а также первую и последнюю строчку для каждого слайда. Если вы сделаете это, то значительно обгоните конкурентов.

Репетируйте в условиях небольшого стресса

Сьюзан Кейн, автор книги «Интроверты», пишет в ней о том, как всю жизнь борется со страхом публичных выступлений. Приняв приглашение выступить на конференции TED, она вышла из зоны комфорта. В пятницу вечером накануне выступления профессор школы Уортона Адам Грант, друг Кейн, собрал около 30 студентов и выпускников посмотреть ее репетицию. Репетиция в «реальных» условиях дала Кейн возможность испытать то, чего она боялась, в небольших дозах. Речь Кейн о силе интровертов посмотрели более 24 млн раз, и сегодня она часто проводит публичные выступления.

Исследователи единодушны в том, что лучший способ выступить с незабываемой презентацией — тренироваться в условиях стресса. Для своей книги «Choke» Шан Бейлок изучила людей, которые отлично выступают. «Репетиции в условиях даже небольшого стресса не дадут вам впасть в ступор, когда уровень стресса повысится», — пишет она.

Помните, что прокручивать презентации в голове — не то же самое, что представлять ее толпе. Чем больше вы тренируетесь, тем меньше шанс не справиться со стрессом. Во-первых, организм может отреагировать так, как должен: сердце будет сильно стучать, и ладони вспотеют. Но по мере того как вы будете привыкать находиться перед аудиторией, даже если она будет состоять из одного-двух человек, организм перестанет демонстрировать защитные реакции. Довольно скоро вы начнете относиться к выступлению, как к возможности, а не как к угрозе.

Записывайте свои репетиции

Самый ценный инструмент тренировок лежит у вас в кармане: это ваш смартфон. Закрепите его на штативе или подоприте книгой, нажмите кнопку «запись», произнесите речь и затем просмотрите ее.

Посмотрев свою презентацию, вы сразу заметите, что нужно скорректировать, например, перестать вертеться, отводить глаза или поправлять волосы. Ищите моменты, когда вы выглядели неуверенно или мямлили. Эти части нужно повторить вслух, например, в машине по дороге домой.

Просите об обратной связи

Прежде чем впервые выступить на TED автор и ведущий подкаста Тим Феррисс репетировал свою презентацию перед небольшой группой незнакомых ему людей в доме у друга, чтобы создать себе условия стресса. Но еще важнее то, что он сделал затем. Он попросил этих людей об обратной связи и использовал их предложения во время следующей репетиции.

Джон Чемберс, бывший CEO компании Cisco, поступает аналогично. В своей книге «Connecting the Dots» он пишет, что «люди поражаются», узнавая, как тщательно он готовится к каждой презентации и интервью. Чемберс — легенда Кремниевой долины. Все 20 лет работы в компании он эффективно доносил свои мысли до слушателей. По его словам, больше всего ему помогало смирение. Все в его презентациях было тщательно отрепетировано: жесты, манера речи, идеи, взаимодействие с другими людьми, находящимися на сцене. Он часами тренировался, записывал свои репетиции, просматривал вместе с командой и просил об обратной связи — и поступает так и по сей день. «Как в спорте, тренировки всегда окупаются, и неважно, как давно вы профессионально занимаетесь своим делом», — пишет он.

Не нужно быть волшебником, чтобы провести отличную презентацию, но, если вы эффективно репетируете, аудитория будет околдована. Презентации Стива Джобса выглядят просто, потому что он инвестировал в них время, и основные идеи этих презентаций, в конце концов, становились конкурентным оружием.

Эффективная презентация может быть и вашим конкурентным оружием. Она способна на многое: поможет начать карьеру, вдохновит сотрудников, привлечет клиентов, инвесторов и партнеров. Запланируйте многочасовые репетиции перед следующей важной презентацией, и они принесут вам намного больше, чем вы думаете.

Об авторе. Кармин Галло (Carmine Gallo) — автор книги «Five Stars: The Communication Secrets to Get from Good to Great» (St. Martin’s Press), преподаватель Школы дизайна Гарвардского университета.

https://hbr-russia.ru/karera/kommunikatsii/811188

2019-09-13T12:00:27.258+03:00

Fri, 13 Sep 2019 09:01:09 GMT

Пять шагов к блестящей презентации

Как нужно готовиться к важным выступлениям

Карьера / Коммуникации

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/74/pm15h/original-x6y.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия