«О чем ты думал?»: чего нельзя говорить тем, кто совершил ошибку

«О чем ты думал?»: чего нельзя говорить тем, кто совершил ошибку
|17 сентября 2019| Питер Брегман

Джефри, занимавший должность CEO хедж-фонда, был расстроен неудачными сделками, проведенными Томом, одним из его портфельных менеджеров. Он вызвал Тома к себе в кабинет. (Это реальный пример из жизни, но я изменил их имена).

«Эти сделки были ужасной идеей! О чем ты думал?» — спросил Джеффри Тома.

Разговор быстро перерос в конфликтную ситуацию. Действительно, после такого первого вопроса сложно представить, чтобы он развивался иначе.

Почему этот вопрос не годился для начала? Вопрос «О чем ты думал?» сфокусирован на прошлом. Когда Том станет объяснять Джеффри ход своих мыслей, он будет только усиливать эмоции от совершенной ошибки и защищаться, ведь его мысли оказались неверными и привели к плохим результатам. При этом сейчас он может думать совершенно иначе.

Давайте разыграем этот сценарий. Том объяснит, почему провел эту сделку, а Джеффри разозлится на его неверное суждение. После разговора оба будут расстроены (вполне предсказуемо, что именно это и произошло между Томом и Джеффри).

Но что Джеффри мог сделать иначе? Лучше было бы не говорить о прошлом, а спросить Тома о будущем: «Как бы ты поступил в следующий раз?»

Вопросы, направленные в будущее, позволили бы Тому признать ошибку и продемонстрировать, что он извлек урок. Они усилили бы уверенность в способностях Тома и дали бы Джеффри возможность указать Тому на другие его неверные модели мышления, чтобы тот в будущем мог принимать более удачные решения, а не ругать себя в настоящем.

Какие еще преимущества есть у вопросов, направленных в будущее? Они более надежны и ускоряют процесс обучения, так как вы сокращаете процесс обучения на один этап. Вместо того чтобы разбирать ошибку и затем (хотелось бы надеяться) использовать знание о ней в будущем, вы переходите прямо к этому второму этапу.

Почему мы все не поступаем так интуитивно? Потому что в нужный момент мы не чувствуем всего этого. Мы злимся, возможно, немного напуганы, расстроены и раздражены. И тогда мы выпаливаем: «О чем ты думал?»

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/kommunikatsii/811399

2019-09-17T10:48:07.096+03:00

Tue, 26 Jan 2021 11:13:52 GMT

«О чем ты думал?»: чего нельзя говорить тем, кто совершил ошибку

Почему эмоции мешают работать с ошибками на работе

Карьера / Коммуникации

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/78/n2ibr/original-twc.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия