Почему вы боитесь попросить о помощи | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вы боитесь попросить
о помощи

Три мифа, из-за которых люди не обращаются за помощью

Автор: Ванесса Бонс

Почему вы боитесь попросить о помощи
Фото: Matthew Waring / Unsplash

читайте также

Как починить капитализм

Мухаммад Юнуc

Тамара Морщакова

Интервью брала Анна Натитник

«У нас люди сами руководят своим развитием»

Дэниел Макгинн,  Эми Бернштейн

Фальшивка для бизнесмена

Владимир Рувинский

Даже в спокойные времена бывает страшно просить помощи у коллег или окружающих. Человек переживает, что будет при этом выглядеть не лучшим образом, что могут отказать, что придется кого-то заставить выбирать между домашними и рабочими обязанностями или позаимствовать чьи-то полезные ресурсы.

В период пандемии это все воспринимается еще более остро. Но реальность такова, что многим как никогда важна гибкость и поддержка — для того, чтобы в последнюю минуту перенести совещание, отодвинуть дедлайн или заручиться рекомендацией перед возможным нанимателем. Поэтому первая реакция сегодня — без крайней необходимости никого не просить и не принимать помощи. Правда, такой подход может привести к закреплению норм, по которым мы с еще меньшей вероятностью, чем обычно, будем обращаться за поддержкой, а в подобные сложные времена это контрпродуктивно. Напротив, нужно формировать культуру, в которой можно и нужно просить о помощи.

Но чтобы делать это уверенно и без внутренних колебаний, придется отринуть несколько выявленных исследованиями заблуждений — мифов, которые на фоне кризиса, вероятно, приобретают все большую силу.

Миф первый. Просить о помощи некрасиво

Мы часто переживаем, что обращаться за помощью на работе значит показывать свою несостоятельность или слабость, а в период кризиса особенно — безопаснее не высовываться и не создавать лишних проблем. Тем не менее исследования свидетельствуют, что эти опасения во многом необоснованны. Как показало одно из них, просьба о помощи в несложной задаче не оказывала негативного влияния на мнение о компетентности обратившегося. Более того, когда речь шла о сложной задаче, по результатам того же исследования, уровень его компетентности представлялся окружающим даже более высоким. Получается, просьба не только не вредит вашему статусу (это миф), но в некоторых случаях позволяет вам предстать перед коллегами в более выгодном свете. И хотя, когда нам приходится прибегать к чьей-то поддержке, мы действительно обнаруживаем свою уязвимость и ограничения, окружающие намного меньше, чем нам кажется, склонны оценивать нас негативно за то, что мы демонстрируем свои несовершенства.

Миф второй. Если я попрошу о помощи, то получу отказ

Еще одна причина, по которой мы иногда предпочитаем справляться самостоятельно, не привлекая других, — страх услышать отказ. И сегодняшний кризис тоже добавляет веса этим опасениям: мы полагаем, что у всех и без нас сейчас много забот. Но опять же исследования показывают, что окружающие нас часто удивляют — как в том, что касается готовности откликнуться на просьбу, так и в том, сколько усилий они готовы на это затратить. По данным одного из исследований, участники недооценивали и то, сколько из опрошенных будут готовы прийти на помощь в решении несложной задачи, позволяющей им получить некий бонус, и то, насколько активной будет такая помощь (например, на сколько вопросов можно будет получить ответ). Участники другого исследования давали заниженные оценки на вопрос о том, сколько усилий кто-то из бывших коллег теоретически мог бы приложить к составлению для них рекомендательного письма. Получается, что окружающие не только с большей вероятностью, чем нам кажется, откликнутся на нашу просьбу, но и, согласившись помогать вразрез нашим ожиданиям, сделают для нас все возможное.

Миф третий. Если кто-то соглашается помочь, ему это не в радость

Решаясь попросить у кого-то помощи, мы обычно в основном думаем о тех издержках, которые мы создаем для человека: ему придется прилагать усилия и испытывать определенные неудобства, и это воспринимается как обременение. В то же время мы обычно не учитываем преимущества, который получает помогающий, оказывая поддержку коллеге. Исследования показывают, что положительные эмоции, «теплое сияние» участия, помогают выбраться из негативного состояния, и что помощь, оказываемая другим, способствует психоэмоциональному комфорту. Это означает, что возможность кому-то помочь прямо сейчас может повышать настроение.

Просьба полезна одновременно и вам, и тому, к кому вы обращаетесь, еще и потому, что позволяет вам ощутить социальный контакт. Даже если физически сегодня мы далеки друг от друга, мы можем поддерживать и даже укреплять взаимоотношения с другими, обращаясь за поддержкой. Исследования показывают, что эмоциональные преимущества для помогающего еще сильнее, когда это укрепляет социальные связи. Возможность оказать поддержку кому-то конкретному часто приносит больше отдачи, чем пожертвование на благотворительность, потому что возникает личный контакт.

Если же вы о чем-то попросили и услышали «нет», не переживайте. Хотя отказ мы часто трактуем как негатив в свой адрес, в адрес нашей просьбы или как показатель общего отношения к просьбам у нашего собеседника, чаще всего услышанное «нет» — вопрос обстоятельств. И, наверное, это особенно относится к ситуации кризиса. Если вы обратитесь к человеку снова или попросите кого-то другого, скорее всего, как показывают исследования, вы получите результат.

Сегодня нам должно быть проще, а не труднее обращаться за помощью и принимать ее. Есть масса свидетельств, что окружающие намного менее, чем нам самим кажется, склонны относиться к этому негативно и с большей вероятностью (и с большей радостью) нам помогут.

Об авторе. Ванесса Бонс (Vanessa K. Bohns) — доцент кафедры организационного поведения в Школе индустриальных и трудовых отношений при Корнеллском университете.